Жизненный уклад старообрядцев трудно представить без хозяйственной деятельности и материальной культуры, которая была чрезвычайно высокой и гармоничной. Их отличала неистребимая потребность к высокому, к красоте, которая проявлялась в архитектурно-декоративном оформлении домов, в одежде, в украшении утвари, посуды, мебели и т.д.
Хозяйственная деятельность семейских была постоянным предметом восхищения путешественников и исследователей. Пашни семейские распахивали на склонах гор в лесах, выкорчевывая деревья, очищая будущее поле от камней. Все это требовало больших материальных и трудовых затрат. Наиболее распространенным способом обработки земли было двухполье: часть пашни один год отдыхала под паром, которую троили, а иногда двоили (пахали на второй раз). Обрабатывали землю сохой с рассохой, плугом и бороной. Сеяли вручную. Уборка урожая производилась серпом. Молотили цепами на «ладони» (току). Зерно размалывали на водяных мельницах, на крупу толкли в специальных ступах «толкачами» (пестами).
С 60-х гг. XVIII в. крестьянам Забайкалья стал известен картофель. С 1805 — 1806 гг. по 25 деревням Мухоршибирской и Тарбагатайской волостей выращивалась 981 гряда «земляных яблок», а в 1841 г. русские крестьяне Забайкалья засевали картофелем более 30,5 тыс. гряд. В огородах семейские выращивали лук, чеснок, капусту, редьку, брюкву, репу, морковь, укроп. Для выращивания огурцов применялись парники. Рассаду получали в специальных деревянных «рассадниках», построенных на солнцепеке и засыпанных плодородной землей.
Скотоводство, игравшее в хозяйстве подсобную роль, было экстенсивным. Лошади являлись основной тягловой силой и единственным видом транспорта. На них пахали, свозили хлеба, ездили в лес, в гости, ходили в «ямщину» и т. д. От хороших лошадей зависело благосостояние крестьянской семьи. Кормили их, в основном, сеном, а крупный рогатый скот — соломой, поэтому коровы давали очень мало молока. Овец держали немного, с расчетом, чтобы хватало шерсти для выделки сукна, вязанья чулок, носков и варег, катанья потников и изготовления других предметов, необходимых в хозяйстве. Свиней разводили немало. С апреля до снегопада скот пасли на подножном корму: на выгонах, поскотине, калтусах и в лесу. Под сенокосы осушали болота, прокапывая канавы для отвода воды, вырубали и сжигали кустарники в долинах. Луга орошали, подводя к ним воду по канавам.
Для своих нужд занимались производством дегтя, смолы и березового угля для кузниц. Большое внимание уделялось добыче кедровых орехов, из которых получали вкусное, питательное масло. Орехи добывали, сбивая шишки тяжелым «колотом» — длинным шестом, на который насаживалась тяжелая сырая чурка весом от двух до трех пудов. Шест ставился на определенном расстоянии от кедра, и несколько мужчин (чаще трое) били с силой чуркою по кедру. Дерево сотрясалось, и спелые шишки сыпались градом на землю. Занимались еще добычей и вытапливанием «серы» из лиственничной коры для жевания. Сера пользовалась особенно большим спросом у женщин. Сбору ягод, грибов, черемши и добыванию кедровых орехов придавалось большое значение.
Ремесло и домашнее производство в основном были направлены на удовлетворение личных нужд, на изготовление предметов домашнего обихода. Сбыт на сторону был ограничен. Семейские вырабатывали грубый холст и простое сукно, употреблявшиеся исключительно самими крестьянами. Ткали «поясья», подстилки, сито из конских волос. Ткацкие станки, «самопрялки», гребни и прялки делали свои мастера. Производилось много глиняной и деревянной посуды, берестяных туесков.
Кузнечное дело было в почете. Кузнецы ковали топоры, пешни, койлы, лопаты, ухваты, столярные инструменты, ножи, оковывали телеги и т. д.
Сбруя, сани, телеги, дуги — все изготовлялось руками крестьянских мастеров. Семейские славились искусством плетения корзин, коробок и других предметов из бересты и ивовых прутьев. В Бичурском музее до сих пор сохранилась деревянная борона, зубья которой скреплены плетением. Древесина березы и кедра шла на изготовление хозяйственной и домашней утвари, мебели, посуды, дуг, полозьев и других предметов.
В селениях семейских улицы чаще всего застраивались домами с двух сторон, но встречались и улицы с односторонней застройкой. Две — три улицы тянулись обычно в долине по берегу небольших речек или рек на 3 — 12 верст.
Наиболее распространенными были три типа крестьянских жилищ: четырехстенные и пятистенные избы и «связи». Изредка встречались квадратные дома с двускатной и четырехскатной крышей. Четырехстенная изба делалась на высокой подклети, покрывалась тесовой двускатной крышей; в ней ставилась русская печь устьем к передним окнам. «Пятистенка» отличалась от «четырехстенки» тем, что была разделена капитальной бревенчатой стенкой на две половины. Эта стена укрепляла конструкцию сруба и позволяла почти в два раза увеличить полезную площадь.
«Связь» представляет собой шестистенный дом, объединяющий в своем комплексе два жилых помещения (избу и горницу), расположенных по обе стороны общих сеней. Об этом говорят: «Две избы, промеж их сенечки». Иногда в избе жили зимой, в горнице — летом. Обе части «связи» весьма умело использовались в хозяйственных нуждах. Если семья была большой, то жили в обеих частях дома: старики в одной, молодые в другой. Такие дома обычно были длиной 14, а шириной 7 метров.
В крестьянскую усадьбу входили, как правило, теплый и просторный жилой дом и крепкие наземные помещения для скота, прочный амбар для хранения зерна, погреба с надстройкой для хранения скоропортящихся продуктов в летнее время, небольшая баня. Двор обносился высоким тыном.
Дома рубили в основном в «обло», или «угол», то есть выступающими концами бревен, иногда в «лапу», накладывая верхнее бревно с пазом (желобом) на нижнее. Для жилых помещений пазы делались глубже. Между бревнами прокладывали слой мха, причем, чем больше был паз верхнего бревна, тем больше мха закладывалось в него, следовательно, больше тепла удерживалось в избе. Некоторые дома, рубленные в «обло», простояли по 150 — 200 лет.
Первоначально избы рубили топором. Поперечные пилы появились у семейских только в 80-е гг. XIX в., а продольные — лет на 10 — 15 позже, и то их было на все село одна — три штуки.
Внутренние стены чисто обтесывались, углы делались круглыми, плотный потолок настилался круглыми бревнами, для пола использовались толстые бревна, которые раскалывались на две половины и гладко обтесывались топором с плоской стороны. Окна в старину закрывали задвижной доской, позднее вставляли льдинки или при помощи лучинок натягивали бычий пузырь, иногда очищенную брюшину, а впоследствии слюду. Стекло появилось только во второй половине XIX в.
Изучение материальной культуры староверов (семейских) важно потому, что без более или менее ясного представления о ней мы не можем оценить того огромного вклада, который сделан семейскими в национальную культуру нашего региона и всей России в целом.
Ф.Ф. Болонев, д-р ист. наук
Поделиться: