Поповцы

Поповцы (беглопоповцы), одно из двух основных направлений в старообрядчестве (наряду с беспоповцами), последователи которого решили, что, несмотря на «порчу» официальной церкви, на её служителях сохранилась благодать, что позволяет принимать их в свои ряды, сохраняя тем самым все 7 таинств и полный круг богослужения. Практика переманивания и приёма беглых священнослужителей привела к тому, что они получили название «беглопоповцы». Беглопоповщина, долгое время развиваясь без единого центра, делилась на разные согласия.
В 1846 г. старообрядцы на территории Австрийской империи (в Белой Кринице) создали полную трёхчинную иерархию, переманив на свою сторону митрополита Амвросия. Так появилось Белокриницкое согласие, которое в регионе иногда называли «австрийским». К 1911 г., согласно официальным документам, последователей этого согласия на территории Верхнеудинского уезда Забайкальской области было 431 человек. В основном они проживали в сёлах Куйтун, Тарбагатай, Надеино, а также в Новой Бряни, Десятниково и в Верхнеудинске.
При этом среди семейских белокриницких были как окружники — признавшие декларацию «Окружное послание» (большинство), так и неокружники (меньшинство). Впоследствии поповцами чаще всего стали называть именно представителей Белокриницкого согласия.

Беглопоповцы, последователи старообрядчества, признающие священство, но не признавшие появившуюся в середине XIX в. Белокриницкую иерархию. Беглопоповщина в регионе была представлена в основном региональными вариантами ветковского согласия. Прежде всего это лужковское и лукьяновское согласия. И если первое из них имело широкое распространение в других регионах (в Стародубье, Молдавии, Подмосковье, на Урале), то второе, видимо, было региональным вариантом беглопоповщины, распространенным в Забайкалье. Представители того и другого в количественном отношении составляли основу «семейщины». Основным источником пополнения этих согласий, наряду с незначительным числом мигрантов с запада, было естественное движение населения. Общее число беглопоповцев в Верхнеудинском уезде Забайкальской области в 1911 г. было 35 тысяч человек.
К лужковскому согласию относилось 30 тысяч, к лукьяновскому – около 5 тысяч. На территории Верхнеудинского уезда они проживали в деревнях Куйтунской, Тарбагатайской, Куналейской, Брянской, Ключевской, Никольской, Хонхолойской, Бичурской, Мухоршибирской, Окино-ключевской, Ходайской волостей. Относительно большие общины имелись в Куйтуне, Тарбагатае, Куналее, Хонхолое, Никольском, Ключевском, Ходайском, Пестеревском, Бурнашёвском, Надеинском, Десятниковском, Нижнежиримском, Новобрянском, Старобрянском, Нижнеталецком, Харитоновском и других семейских сёлах. На территории других уездов Забайкальской области беглопоповцы жили небольшими группами.
В 1909 — 1910 гг., по результатам проходивших в Москве и Нижнем Новгороде старообрядческих съездов, произошёл раскол беглопоповцев по признаку приятия или неприятия регистрации общин в соответствии с новым законом.
Это отразилось и на жизни беглопоповцев края, которые, как и их единоверцы из других регионов, раскололись на «общинников» и «необщинников». Сначала семейские беглопоповцы зарегистрировали четыре общины с общим числом членов 3885 человек.
Но позже из-за разгоревшихся споров большинство из них отказалось от официальной регистрации своих общин, и во всём регионе осталась одна зарегистрированная Тарбагатайская беглопоповская община в 580 человек. И хотя в ряде сёл «общинники» сохраняли своё присутствие (например, в Хонхолое), в дореволюционный период доминировали «необщинники».


                                                                                                                                                                                                                                         А.В. Костров

Поделиться: