Согласия и толки

Согласия старообрядческие, направления в старообрядчестве, возникшие на основе разной интерпретации дораскольной православной традиции группами верующих в отличающихся условиях регионов страны. У семейских Забайкалья было представлено большинство согласий, имевших распространение в других регионах. Согласно очень приблизительным данным официальных документов на 1911 г., среди старообрядцев Верхнеудинского уезда самое большое распространение получили беглопо-повцы (44068 чел.). На втором месте были беспоповцы (13846 чел.), а на третьем — поповцы (431 чел.).
Характер расселения старообрядцев в регионе был сложным. В одних и тех же деревнях можно было встретить представителей очень разных согласий. В качестве примера можно взять волостной центр Куйтун Верхнеудинского уезда. Наряду с православными-сибиряками здесь проживали: беглопоповцы (лукьяновские) — 3526 человек, федосеевцы — 147, белокриницкие — 270 (окружники — 222 и неокружники — 48), самокрещенцы — 19, по- морское согласие — 31, филипповцы — 34, часовенные — 13.
Сложность структуры старообрядчества отдельно взятой деревни (в которой также жили представители других конфессий и национальностей) вела к тому, что конфессиональная община практически никогда не совпадала с общиной сельской. При решении общих вопросов села на сходе возникали проблемы как с явкой последователей того или иного толка, так и с достижением консенсуса между представителями разных согласий. Подобная ситуация, с одной стороны, ослабляла потенциал общин, с другой — увеличивала представленность согласия в населённых пунктах края, что могло способствовать развитию торговых и других связей.
                                                                                                                                                                                                                                     А.В. Костров

Поделиться: