Мир староверов Бурятии издавна привлекал к себе внимание многих исследователей. В истории изучения старообрядчества Забайкалья необходимо выделить три основных периода: дореволюционный, советский и современный. Дореволюционный период открывает первое упоминание о старообрядцах региона профессора П.С. Палласа [1]. В 1768 — 1774 гг. он путешествовал по Западной и Восточной Сибири, был на Алтае и в Забайкалье. По материалам экспедиции Петербургской академии наук, в ходе которой он посетил «польских колонистов», описал природные условия этих мест, занятия населения, привел данные о численности дворов и жителей, весьма подробно рассказал о староверах с. Куйтун. Описание жизни и быта забайкальских старообрядцев встречается в работе А. Мартоса [2].
Свои яркие заметки о жизнедеятельности семейских Забайкалья оставили декабристы И.Д. Якушкин, барон А.Е. Розен, А.П. Беляев, братья М. и Н. Бестужевы [3].
В целом все названные авторы описывали забайкальских старообрядцев поверхностно. Основное внимание они обращали на материальную культуру, отмечая при этом образцы успешной хозяйственной и экологической адаптации поселенцев за Байкалом. Все работы можно охарактеризовать как распространенный в то время тип путевых заметок, которые, в свою очередь, не претендуют на глубокий научный анализ.
Систематических исследований жизни и культуры поселившихся за Байкалом старообрядцев в период заселения края не было, так как это не соответствовало политике российского самодержавия, систематически проводившего насильственное «обращение» старообрядцев либо к единоверию, либо к официальному православию.
Историография дореволюционного периода представлена в основном исследователями демократического направления. Причем старообрядцы Забайкалья чаще всего рассматривались ими в районах их расселения. Изучался их общинный и хозяйственный быт, нравы и обычаи и т. д. Исследователями этого направления являются П.А. Ровинский, Ю.Д. Талько-Грынцевич, К.П. Михайлов, Г.М. Осокин, Н.В. Ушаров [4]. Несмотря на этнографический характер исследований, в них содержится немало ценных сведений по истории старообрядчества: переселение; роль в хозяйственном освоении края; внутренняя жизнь старообрядческих общин; религиозная организация, взаимоотношения с местной администрацией и населением и др. В рамках первого периода нельзя не отметить интересные, но не всегда научно аргументированные сведения о старообрядцах в 16 выпусках материалов комиссии Куломзина [5].
Работы советского периода соответствовали новым установкам, освещали деятельность религиозных организаций с точки зрения классового подхода. Это были статьи в периодических изданиях Союза воинствующих безбожников и небольшие книги, основной целью которых было доказательство правильности государственной политики, обличение контрреволюционной и антисоветской деятельности духовенства и верующих.
Первыми трудами, в которых с атеистических позиций рассматривались старообрядческие общины Сибири, были сочинения А.С. Долотова. Несмотря на крайне негативные оценки староверия как религиозного течения, враждебного Советской власти, в этих работах содержится богатый статистический материал о распространении и численности старообрядческих общин Сибири [6].
В советской историографии продолжали изучать проблему старообрядчества Забайкалья преимущественно с точки зрения этнографии и фольклористики. В работах историков советского периода в основном показано формирование старообрядческих поселений, хозяйственная деятельность, быт, материальная и духовная культура. В частности, это относится к работам А.М. Селищева, В.П. Гирченко и др. [7]. Например, В.П. Гирченко впервые рассмотрел историю семейских общин конца XVIII — начала XIX вв. с привлечением архивного материала, характеризующего переселение старообрядцев в Забайкалье, их хозяйственную деятельность, борьбу с преследованиями со стороны местной администрации.
В 1919 г. по заданию Иркутского университета в Забайкалье побывал известный профессор-славист А.М. Селищев. Он обследовал более тридцати районов Забайкалья, в которых проживали семейские. По материалам этой экспедиции ученый опубликовал монографию, в которой большое внимание уделил различным аспектам языка, фольклора и книжной культуры [8].
Работы А. Поповой, В. Воскобойникова написаны по результатам полевых экспедиций, в ходе которых был собран большой фактический материал, разнообразные сведения о числе старообрядческих селений; хотя значительная часть работ носит этнографический характер [9], однако сформулированные этими исследователями выводы не потеряли актуальности и по сей день.
В 50-е гг. ХХ в. возрос интерес к вопросам социально-экономического положения крестьянства Забайкалья (в том числе старообрядчества) XVIII — первой половины XIX вв. В частности, М.М. Шмулевич в связи с изучением общих проблем истории крестьянства Забайкалья касается и семейских сел [10], образованных на данной территории. В это же время отмечен повышенный интерес этнографов, филологов, историков к различным аспектам старообрядческой проблематики. Наиболее заметные из них — труды Л.Е. Элиасова, А.А. Лебедевой, Г. И. Ильиной-Охрименко и мн. др. [11].
Исследованием конца 1960-х — начала 1970-х гг. стала монография В.П. Мотицкого [12]. Автор проанализировал в историческом аспекте эволюцию старообрядчества Забайкалья, раскрыл специфику религиозных верований и роль религии в общественной, семейной жизни староверов и на основе результатов социологических исследований убедительно отразил религиозную направленность старообрядческого населения Забайкалья.
Не преуменьшая роли вышеперечисленных исследований, хотелось бы отметить, что ведущее место в изучении истории старообрядчества Забайкалья (XVIII — ХХI вв.) принадлежит профессору, главному научному сотруднику Института археологии и этнографии СО РАН Ф.Ф. Болоневу [13]. Его работы, опубликованные в период с середины 1970-х гг. по настоящее время, представляют собой историографическое явление в изучении старообрядцев Забайкалья.
Основываясь на широком привлечении богатого архивного и полевого материала, Ф.Ф. Болоневым детально изучены основные направления: причины, этапы и характер переселения староверов в Сибирь, своеобразие старообрядческой культурной среды (быт, одежда, говоры, мировоззрение и др.), особенности этнокультурного взаимодействия с коренными народами [14]. На основе новых архивных материалов городов Москвы и Санкт-Петербурга Ф.Ф. Болонев рассматривает роль раскола, причины высылки староверов из Польши, поэтапное освоение ими просторов Сибири, достаточно убедительно показывает план переселения староверов из Польши в Сибирь, утверждая, что он был разработан царской администрацией заранее и носил насильственный характер. Все работы Ф.Ф. Болонева по проблемам старообрядчества отличаются многогранностью и широтой исследования.
Современная историографическая ситуация характеризуется смещением исследовательского вектора от так называемого старообрядческого традиционализма к изучению локальных особенностей и трансформационных процессов в истории старообрядческих общин Забайкалья. В современный период в региональной историографии ведущее место в изучении разных сторон истории старообрядчества занимают работы ученых Бурятского научного центра СО РАН и Бурятского государственного университета.
Среди современных исследований можно выделить такое самостоятельное и перспективное направление как изучение книжно-рукописного наследия забайкальских старообрядцев, разрабатываемое С.В. Бураевой. Продолжая традиции археографических исследований советского периода, С.В. Бураевой были выявлены новые рукописи, гектографы и старопечатные книги, определены основные пути миграций книжно-рукописных памятников.
В поле зрения С.В. Васильевой находится детальный анализ государственной политики по отношению к старообрядчеству Забайкалья с конца XVII — XXI вв. В монографии «Власть и старообрядцы Забайкалья (конец XVII — нач. XX вв.)» были рассмотрены важнейшие аспекты развития старообрядчества Забайкалья в специфических социально-политических и экономических условиях заселяемой территории: размещение и характер расселения, демографические показатели, особенности и эволюция государственной политики по отношению к «раскольникам» и др. [15].
В совместной с С.В. Бураевой монографии освещена история Белокриницкой епархии. К несомненной заслуге авторов относится полноценное введение в научный оборот материалов уникального фонда Государственного архива Республики Бурятия «Переписка и письма старообрядческого епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока с настоятелями старообрядческих общин и храмов других регионов». В работе раскрыты важные аспекты истории и развития немногочисленного Белокриницкого согласия: институциональное оформление в нач. ХХ в., существование в новых реалиях 1917 — 1930-х гг., возрождение и современное состояние старообрядческих общин. Особое внимание уделено личности епископа Афанасия, который пользовался несомненным авторитетом и безусловным уважением среди приходов.
А.В. Костров в своих исследованиях [16] скрупулезно изучает развитие старообрядческих общин Байкальского региона в один из сложных и переломных исторических периодов – 1905 - 1930-е гг., который исследователь определяет как «переходный». Через анализ политики по отношению к старообрядцам, структуры и системы внутренних и внешних связей автором рассматривается эволюция регионального старообрядчества в период от империи к советскому государству. С учетом специфических особенностей региона (географическая отдаленность, многонациональность, поликонфессиональность и др.) внимание читателей акцентируется на наличие сложной истории формирования и сложной структуры старообрядчества с разными измерениями (группы, территория расселения, социальное положение, согласия) [17].
Интересному аспекту взаимоотношений государства и старообрядчества посвящена монография Т.Н. Гусейновой, в которой рассматривается миссионерская деятельность РПЦ среди старообрядцев Забайкалья в сер. XVIII — нач. XX вв. Оценивая формы и методы работы сотрудников противораскольнической миссии, созданной при Троицком Селенгинском монастыре, автор отмечает, что удаленность от центра и геополитическое положение Забайкалья (близость с Китаем) способствовали тому, что «государство не давало миссионерам действовать более активно, так как боялось возмущений и недовольства среди староверов» [18].
Имеется также положительный региональный опыт публикации документов, характеризующих отдельные страницы истории старообрядцев Забайкалья [19]. Также в 2005 г. была издана двухтомная хрестоматия «История и культура семейских Забайкалья», составленная В.Л. Петровым и Е.В. Петровой [20]. Тем самым открытие и введение в научный оборот ранее неизвестных документов стало не только причиной активизации научных исследований, но и самостоятельной чертой историографического процесса последнего десятилетия, позволяющей определить исследовательские перспективы.
В последние годы в научной литературе стали преобладать публикации, посвященные изучению старообрядчества как феномена национальной духовной культуры, сохранившего древнерусские традиции. Так, исследователь Е.В. Петрова, рассматривая особенности социокультурной адаптации семейских Забайкалья, выделила несколько периодов в этом процессе: вторая половина XVIII в. — начальный период обоснования в Забайкалье, проходил с усилением этноконфессиональной самоидентификации; вторая половина XIX — начало ХХ вв. — расцвет культуры; советский период — регресс культуры старообрядцев; с 90-х гг. ХХ в. и до настоящего времени — период, в котором наблюдаются положительные тенденции возрождения культуры семейских [21].
Заметным достижением современной историографии стали исследования Т.Б. Юмсуновой в области изучения особенностей формирования и современного состояния языка семейских Забайкалья [22], Р.П. Матвеевой — фольклора, в котором отражались особенности традиционной культуры семейских, их быта, этических и эстетических воззрений, менталитета и др. [23]. Различные аспекты духовной и материальной культуры старообрядцев Забайкалья, формы ее сохранения, популяризации и трансляции рассматриваются в трудах современных исследователей различных специальностей.
Среди работ исследователей Забайкальского края можно выделить статьи, опубликованные в Энциклопедии Забайкальского края [24], небольшие заметки по источниковой проблематике [25], выпущенные в связи с юбилейными конференциями по истории старообрядчества.
Кроме того, значительно расширилась география публикаций ученых за рубежом. В 1991 — 1992 гг. в Нью-Йорке и Лондоне увидели свет статьи Ф.Ф. Болонева [26]. Появились публикации о разных аспектах истории старообрядчества в США, Польше, Румынии, Латвии.
Также показателем повышенного внимания исследователей к истории старообрядчества является проведение разного уровня научных форумов, конференций, по результатам работы которых опубликованы сборники материалов. Среди них следует выделить: международные конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» (Москва, 2000, 2004, 2007), региональную конференцию «История, культура и язык старообрядцев Забайкалья» (Улан-Удэ, 2000), международную конференцию «Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий» (Улан-Удэ, 2007), международную конференцию «Семейские – староверы Забайкалья: история, культура и современность» (Улан-Удэ, 2011), III — VI международную конференцию «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи» (Улан-Удэ, 2001, 2007, 2015) и др. В сборниках материалов научных конференций поднимается широкая проблематика исследований различных аспектов истории и культуры старообрядцев.
Подводя итог, необходимо отметить некоторое своеобразие современной исторической литературы. С одной стороны, работ, посвященных истории и культуре старообрядчества Бурятии, довольно много. Вместе с тем беспристрастных научно-популярных трудов, освещающих историю старообрядчества в комплексе, еще не выходило.
C.В. Васильева, д-р ист. наук, И.С. Цыремпилова, д-р ист. наук
___________________________________
Поделиться: