Книжная культура

Книга как выдающийся источник знаний и духовности очень высоко ценилась старообрядцами. Трепетное, почти святое отношение к книге было и у забайкальских староверов. Книгой дорожили, на ее приобретение не жалели средств.

На территории Забайкалья археографы обнаружили настоящие книжные сокровища – один из экземпляров самого раннего, известного в настоящее время «Евангелия» московской Анонимной типографии (ок. 1564 г.), первопечатные книги Ивана Федорова, Петра Мстиславца, типографии Мамоничей, относящиеся к концу XVI в. Широко были распространены богослужебные книги, выпущенные Московским Печатным двором в первой половине XVII в. (труды известных печатников Тимофея и Андроника Невежей, Василия Бурцева, софийского попа Никона, Иосифа Кириллова). У семейских Забайкалья нередко встречаются старообрядческие издания XVIII — XIX вв. из Почаева, Супрасля, Вильно, Гродно, Варшавы. Богослужебная и четья литература, напечатанная в легальных и нелегальных старообрядческих типографиях посада Клинцы, Ясс, Махновки, также не была редкостью за Байкалом. Во второй пол. XIX в. появляются книги московской единоверческой типографии, в начале ХХ в. — издания новых московских старообрядческих книгопечатен и старообрядческой типографии Уральска.

На фоне активного пользования типографскими изданиями развивалась и рукописная традиция забайкальских староверов.

 Репертуар рукописных и печатных произведений практически не отличался — богослужебная литература, догматическая и учительно-нравственная литература для назидательного чтения, полемические произведения различных согласий и толков, литература для начального обучения. Абсолютное большинство известных забайкальских рукописных книг — это книги для общественного и частного богослужения. Богословские, агиографические и полемические сочинения в виде отдельных кодексов известны значительно реже. 

С.В. Бураева, д-р ист. наук

 

Поделиться: