В основе старообрядческой фольклорной культуры лежит традиционно-бытовой культурный комплекс восточных славян, который является ядром культуры и других групп населения славянской принадлежности, но старообрядчество вплоть до середины XX в. сохраняло более ранние его формы. Фольклорная традиция семейских сохранила в себе и донесла до наших дней элементы корневой славянской культуры, стертые временем в других локальных традициях.
В сложившейся культурно-бытовой традиции семейских представлены основные виды и жанры, присущие русскому фольклору: семейно-обрядовая и календарно-обрядовая поэзия, заговоры, мифологическая и легендарная проза, лирические песни, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки), частушки. Специфику жанровой системы фольклора семейских определяет приверженность старообрядцев к традициям, обрядам и праздникам, связанным с земледельческим календарем, а также с семейными обрядами, очерчивающими весь жизненный круг человека от родин до похорон. Этим обусловлено функционирование разных форм фольклорной культуры и отбор жанров, отражающих жизнь, формирование на общерусской основе специфичной народной культуры семейских, поэтический опыт которой накапливался на протяжении веков.
Наиболее яркий жанр народного творчества в фольклорном репертуаре семейских — необрядовые песни во всем тематическом разнообразии, богатстве и красоте напева. Песенная культура семейских выделяется, прежде всего, неповторимым многоголосным распевом. «Если попытаться выделить самый общий, объединяющий признак семейских песен, — пишет исследователь певческих традиций семейских Н.И. Дорофеев, — следует в первую очередь указать на обязательный для семейских песен многоголосный склад. Ни один из подлинных мастеров пения не возьмется спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит ее одноголосного существования. Для исполнения песни требуются минимум два певца». Музыковеды неоднократно отмечали близость современного семейского распева с образцами древнерусской музыкальной культуры.
Следует отметить, что в певческой культуре семейских вплоть до конца ХIХ в. основным видом пения было культовое. Была разработана целая система музыкальной подготовки мальчиков, основанная на устных традициях передачи от одного певца к другому знаменного распева, как и народных песен. Высокая певческая культура знаменного распева, также как и наличие значительного числа музыкально образованных людей на селе, были залогом большого мастерства исполнения семейскими и народных песен. Сельские церковные певчие знали и могли спеть любую народную песню, бытовавшую у них на селе. Многолетняя церковно-певческая практика сказалась и на распеве народной песни.
Наиболее характерная черта фольклора семейских — связь фольклорно-бытовой культуры с религией. Религиозное сознание пронизывало всю традиционную культуру. Религиозно-нравственное воспитание начиналось с самого рождения ребенка, с его крещения. Дети впитывали благоговейное отношение к святыням, будь то икона, старообрядческая книга или хлеб, который тоже причислялся к святыням (каждый ребенок знал ответ на загадку: «Откуда надо начинать булку хлеба?» — «Со лба», то есть только осенив себя крестным знамением). С крестного знамения и молитвы начинали любое дело.
Религиозность старообрядцев, несомненно, наложила свой отпечаток на устное поэтическое творчество, прежде всего, на жанровый состав репертуара. В традиционном репертуаре поэтической культуры семейских вплоть до середины ХХ в. особое место отводилось религиозно-назидательным произведениям на христианские сюжеты. У семейских в большей мере, чем у других локальных групп Забайкалья — казаков, старожилов-сибиряков, бытуют в устной традиции христианские легенды, притчи, мифологические рассказы, связанные с бытовыми запретами, призванными оградить православных от мира антихриста, апокалиптические рассказы о пришествии в будущем Антихриста, о Страшном суде. Широкое устное распространение имели и духовные стихи. Вместе с тем в фольклорном репертуаре семейских главное место занимали жанры, составляющие основу русского фольклорного фонда. Религиозноцерковное сознание старообрядцев впитывало и мирскую эстетику. Таким образом, религиозное и мирское в народной культуре уживалось рядом.
Условия сибирской жизни способствовали интенсификации некоторых затухающих бытовых функций русского фольклора (продуцирующей, утилитарно-прикладной, религиозно-этической), актуализации веры в мифологического покровителя или вредителя человека, оживлению оберегающей магии, отдельных суеверий, а с ними и мифологических рассказов (быличек, бывальщин). С ними связаны обрядовые действия, верования, приметы, в них христианские и языческие черты переплетаются тесным образом. Об этом повествуют мифологические рассказы, многие из которых имеют высокохудожественную форму.
Фольклорная культура проявлялась в различных формах, в том числе и тех, что порицались хранителями общинных правил и норм поведения. Например, масленичные гуляния, катания на лошадях с песнями и частушками хотя и осуждались уставщиками (впрочем, как и нестарообрядческими служителями церкви), не поощрялись строгими общинными правилами, но уже в начале ХХ в. стали естественными в праздничной жизни старообрядческой деревни. Частушка, широко входившая в народный репертуар в начале ХХ в., оперативно откликавшаяся на явления современной жизни, уживалась рядом с протяжной, «долгой», традиционной семейской песней.
Изменяются формы, способы и место существования фольклора в окружающем жизненном пространстве, иными становятся эмоциональное восприятие и интерпретация фольклорных явлений современными людьми, но по-прежнему в традиционной этнобытовой культуре семейских фольклору принадлежит одно из важнейших мест.
Р.П. Матвеева, д-р филол.наук
Поделиться: