Русская Древлеправославная Церковь

Русская Древлеправославная церковь – официальное название потомков поповцев, не принявших в 1846 г. белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 г. создавших свою митрополию в России (РДЦ). На Соборе 1924 г. был учреждён Главный Церковный Совет – высший духовный орган Русской Древлеправославной Церкви. В1963 г. ГЦС был преобразован в Высший Духовный Совет Русской Древлеправославной Церкви, который с июля 1972 г. стал называться Советом Древлеправославной Архиепископии. Виюне 1996 г. этот Совет в свою очередь был реорганизован в Совет епископов Русской Древлеправославной Церкви. Вюрисдикцию РДЦ входят приходы на территории России, в странах СНГ и за рубежом. Кафедра Первосвятителя Русской Древлеправославной Церкви несколько раз перемещалась, что было обусловлено притеснениями со стороны советской власти. В1923 г. она располагалась в Саратове, с 1924 по 1955 г. находилась в Москве, с 1955 по 1963 г. Глава Русской Древлеправославной Церкви совершал свое архипастырское служение в городе Самара (в советское время Куйбышев). С 1963 по 2000 г. резиденция Архиепископа находилась в городе Новозыбкове Брянской области. Освященный Собор 2000 г. принял постановление о возвращении резиденции Предстоятеля Древлеправославной Церкви в Москву. Освященный Собор 2002 г. принял постановление о восстановлении в Древлеправославной Церкви Патриаршества, утраченного в XVII в. через вероотступничество патриарха Никона.
Древлеправославная архиепископия Новозыбковской иерархии (беглопоповцы) в республике представлена местными религиозными организациями входящими в состав Сибирской епархии РДЦ. Резиденция Сибирской епархии находится в г. Улан-Удэ. Последователи новозыбковского направления в республике насчитывают 5 зарегистрированных приходов: в честь рождества Христова (Улан-Удэ), в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Бичура), в честь святителя Христова Николы (с. Куйтун), в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Новый-Заган), в честь святителя Христова Николы (с. Тарбагатай).
Без регистрации на территории республики действуют старообрядческие приходы (РДЦ): старообрядческая община с. Сутай Мухоршибирского района, старообрядческий приход с. Хасурта Хоринского района, древлеправославный приход с. Шаралдай Мухоршибирского района, Шаралдайская древлеправославная церковь святых всехвальных верховных апостолов Петра и Павла. Благодаря трудолюбию и стараниям епископа Сергия с 2001 г. начинается активизация религиозной жизни в епархии. Растет число приходов, открываются новые часовни и храмы. Сегодня последователи РДЦждут открытия кафедрального храма Рождества Христова, строительство которого начато в 2008 г. Торжественная закладка камня и освящение места будущего храма совершено в присутствии и по богославлению Патриарха Русской Древлеправославной церкви Московского и Всея Руси Александра.
Общероссийскую известность приобрел старообрядческий информационный центр «Общество культуры семейских Республики Бурятия», издающий с 2007 г. газету «Истоки Руси» и активно участвовавший в общественно – религиозной жизни республики: при поддержке этого центра в 2007 г. был проведен международный форум – «Встреча старообрядцев мира: путь Аввакума».
Особенностью старообрядчества в Бурятии является то, что оно функционирует в условиях поли- и этноконфессиональности. Надо отметить и тот факт, что старообрядческая деноминация, ставшая заметным явлением общественной жизни России с последнего десятилетия ХХв., представляет собой и культурно-исторический феномен, различные формы проявления которого можно обнаружить на всем протяжении истории Бурятии. Процесс сохранения и развития культуры старообрядцев (семейских) осуществляется в нескольких направлениях. Кроме деятельности, связанной с религиозной спецификой, большая работа по сохранению уникального наследия традиционной культуры семейских Забайкалья проводилась совместными усилиями самих староверов, общественных и религиозных организаций, государственных структур, научных сотрудников, учителей, краеведов и т.д. В музеях Республики Бурятия хранятся экспонаты, демонстрирующие элементы материальной и духовной культуры семейских. Фактически во всех районах компактного и дисперсного проживания семеских существуют и выступают с концертами фольклорные коллективы.
Для сохранения своей традиционной культуры семейские Бурятии в настоящее время активно сотрудничают с органами государственной власти. Одним из успехов такого сотрудничества можно считать, во-первых: проведение I Съезда семейских (1993), на котором были сформулированы основные концептуальные подходы, приняты основопо-лагающие документы, избран на демократической основе руководящий орган. Легитимность съезда определялась его делегатами – 278 присутствовавших на съезде делегатов представляли все районы компактного проживания семейских – Тарбагатайский, Мухоршибирский, Заиграевский, Бичурский районы Бурятии и Красночикойский район Читинской области, а также места дисперсного проживания семейских – Селенгинский, Хоринский, Кижингинский, Кяхтинский районы Бурятии, во-вторых: разработку и утверждение Правительством Республики Бурятия в 2001 г. республиканской целевой программы «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских (2001-2006)» [9].
Общая старообрядческая (официальная и неофициальная) статистика свидетельствует об увеличении числа старообрядческих объединений в рамках исторического ареала районов компактного проживания потомков старообрядцев (семейских). Необходимо отметить, что для старообрядцев республики остается смысл существования не столько в экстенсивном росте, сколько в сохранении того, чем они уже владеют.

Литература
1. Житие протопопа Аввакума. Иркутск, 1979. – С. 31.99
2. Дулов А.В., Санников А.П. 2. Православная церковь в Восточной Сибири. – Иркутск, 2006. – С. 263.
3. Костров А.В. Старообрядчество Байкальской Сибири в переходный период отечественной истории. (1905-1930-е гг.) Иркутск, 2010. – С. 96.
4. Васильева С.В. Власть и старообрядцы Забайкалья (XVII – начало XX вв.). – Улан-Удэ, 2007.
5. НАРБ. Ф.478. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.5.
6. НАРБ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3. Л. 103.6.
7. Священномученик Афанасий епископ Иркутско-Амурский. Житие. – Улан-Удэ, 2003. – С. 44.
8. Васильева С.В. Государственно-конфессиональная политика в отношении старообрядчества Байкальского региона (XVII-XXI вв.): историография и источники. – Улан-Удэ, 2010. – 204 с.
9. История и культура семейских. Забайкалья: хрестоматия. Ч.2. / сост. В.Л. Петров. Е.В. Петрова. Улан-Удэ, 2007.
10. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. – М., 1999.
11. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. – М., 2002.
12. Мельников Ф.Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999.
                                                                                                                                                                                                                                 С.В. Васильева

Поделиться: