Беспоповцы

 

 

 

Беспоповцы, крупное направление в древлеправославии, включающее ту часть старообрядцев, которая полагает, что степень искажения в вероучении и церковной жизни велика и церковь полностью лишилась благодати, духовенство только формально выполняет священнические обязанности. Оказавшись из-за отсутствия духовенства лишенными литургии и таинства причастия, беспоповцы считали, что единственно доступное для них причастие — духовное, т.е. горячая молитва Богу. Признавая все 7 таинств, беспоповцы заявляют о безблагодатности их совершителей после реформы патриарха Никона. Роль священнослужителей исполняют выборные наставники из мирян (уставщики, начетчики). Беспоповцы делятся на разные согласия и толки.
Семейские беспоповцы были представлены практически всеми более или менее известными согласиями. При этом в крае имели место как беспоповские согласия, имеющие широкое распространение в других регионах страны, так и толки, появившиеся на их основе уже здесь. Наибольшее распространение получили федосеевцы, поморы, самокрещенцы, спасовцы, часовенные, странники и др. Общее число беспоповцев на территории Верхнеудинского уезда в 1911 г. было 13486 человек. Из них федосеевцев – 1191, спасовцев — 3012, приемлющих таинство — 2546, не приемлющих таинство — 2106, часовенных — 5624, самокрещенцев (вместе с выделившимися из них средниковцами, темноверцами и чистяковцами) — 474. Естественно, чтоданные официальной статистики имели значительные погрешности. Это усугублялось тем, что чиновники, собирающие подобную информацию, плохо разбирались в вопросе.
В Верхнеудинском уезде и на прилегающих территориях беспоповцы были расселены следующим образом. Большие и маленькие общины федосеевцев имели место в Куйтуне, Тарбагатае, Десятниково, Ключах, Бурнашёвском, Нижнежиримском, Верхнежиримском, Надеинском, Пестеревском. Относительно большие общины часовенных были в Куйтуне, Тарбагатае, Пестеревском, Надеинском и Куналейском селениях. Когда часть местных беглопоповцев отказалась от «привоза священников» и полностью перешла к беспоповской практике, она не присоединилась к федосеевцам, поморам или самокрещенцам, а составила самосто ятельную группу, близкую к часовенным. Поморы жили в Тарбагатае, Куйтуне, Куналее, Пестеревском и Надеинском и других селениях. Общины спасовцев имели место в Тарбагатае, Пестеревском и Бурнашёвском. Филипповский толк был не очень распространён среди семейских и имел по несколько десятков последователей в Куйтуне, Надеинском, Тарбагатае и Пестеревском. В Окино-Ключах, наряду с другими, было представлено согласие мелхиседеков.
Самокрещенцы проживали в Куйтуне, Куналее, Тарбагатае, Десятниковском, Надеинском, Нижнеталецком и других селениях.
Представители средниковского согласия, выделившегося в своё время из самокрещенцев, жили в Куйтуне и Надеинском. Самокрещенцы-дырники, называющие себя в регионе «новокрещенцами», разделились на темноверцев (большинство) и светловерцев (меньшинство). Темноверцы, в свою очередь, разделились на группы: чистяковскую, давидовскую, платоновскую.
Представители этих небольших групп жили в Десятниково и Куналее. Кроме того, несколько семей чистяковцев числилось в Тарбагатае. Кроме разных волостей Верхнеудинского уезда, большие семейские общины беспоповцев имелись в Баргузинском и Селенгинском уездах Забайкальской области.
Имели место и такие редкие и малочисленные толки, вышедшие из беспоповщины, как песочники, землепоклонники, идолопоклонники, косогоры, перемазанцы, самочинцы и др.
                                                                                                                                                                                                                                                А.В. Костров

 

 

 

Поделиться: