Селищев Афанасий Матвеевич

(11[23].01.1886 -  6.12.1942)

выдающийся лингвист, диалектолог, исследователь в области славянского и балканского языкознания. Член-корреспондент АН СССР (1929), Болгарской АН (1930), почетный член Македонского научного института в Софии, член-корреспондент Академического финно-угорского общества в Хельсинки (1926).

Родился в с. Волово, Ливенского уезда, Орловской губ.

В 1910 окончил Казанский университет, в 1913 утвержден в должности доцента кафедры славянской филологии. В 1918–1920 возглавлял кафедру русского языка в первом восточносибирском университете в Иркутске. В 1920–1921 вернулся в Казанский университет, с 1922 преподавал славянскую филологию в Московском университете. В 1934 г. был арестован по делу славистов, которое также привело к ликвидации ленинградского Института славяноведения. А.М. Селищев был осужден на 5 лет лагерей, однако освободился досрочно. С 1939 и до конца жизни работал в Педагогическом институте им. В.И. Ленина. 

Научная деятельность А.М. Селищева затрагивала широкий круг вопросов славянского и балканского языкознания. Ученый разрабатывал собственные методы полевых исследований и изучал историю славянских языков, привлекая актуальный диалектный материал и сопоставляя данные различных говоров. Внес большой вклад в изучение славянской диалектологии, вопросов балканистики, языковых контактов, топонимики, сравнительной грамматики славянских языков.

В 1919 г. А.М. Селищев побывал в семейских сёлах и на основе собранного материала в 1920 г. в Иркутске издал книгу «Забайкальские старообрядцы. Семейские». В этом исследовании освещаются различные аспекты истории и культуры забайкальских старообрядцев. Используя труды предшественников, коллекции старообрядческой книжности из местных хранилищ (библиотеки Иркутской Духовной семинарии и Посольского монастыря), результаты личных бесед со старообрядцами более 10 деревень, а также материалы, собранные в ходе посещения 7 семейских сёл, автор даёт развёрнутую картину основных моментов истории и современного ему положения дел в «семейщине».  

Основное внимание А.М. Селищева было привлечено к современному ему состоянию материальной и духовной культуры семейских. В исследовании описываются и анализируются географическое положение и вид семейских сёл, структура крестьянской усадьбы, хозяйство и быт староверов. Также он подверг глубокому анализу языковую ситуацию.

Ещё одним направлением исследований стал анализ конфессиональной жизни семейских старообрядцев -  толки и согласия, богослужебная и обрядовая стороны их церковной культуры, круг чтения староверов.

При исследовании «семейщины» А.М. Селищев выступил как историк, этнограф, археограф и языковед. Подобная комплексность позволила автору создать работу, которая внесла большой вклад в исследование забайкальского старообрядчества.  


 

Публикация о семейских:

1. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920.

 

Поделиться: