По отношению к старообрядцам с разной интенсивностью она применялась в послераскольный, имперский и советский периоды отечественной истории. В послереволюционный период носила комплексный и всеобъемлющий характер. Информационный прессинг, негласный надзор, запрещение собраний, поражение в правах, налоговый гнёт, трудовые мобилизации, конфискации имущества, раскулачивание и выселение, выселение по паспортизации, а также арест и последующее за ним заключение или расстрел.
Серьёзным ударом по старообрядчеству вообще и по старообрядчеству региона в частности стало раскулачивание. Оно не только лишило местные общины экономической базы, но и привело к вымыванию зажиточного старообрядца как социально-экономического столпа «старой веры». Раскулачивание коснулось и уставщиков, бывших «солью местного старообрядчества». Выселение под разными предлогами можно назвать «принудительной миграцией», которая оказывала заметное влияние на перераспределение старообрядческого населения по территории региона и страны в целом.
Основная волна репрессий как в отношении рядовых старообрядцев, так и старообрядческих служителей культа пришла в 1937 г., вместе с начавшимся после февральско-мартовского пленума ВКП(б) «большим террором».
Особое внимание органы уделяли уставщикам. Самые активные из них подверглись репрессиям. Например, «потомственный уставщик» с. Куйтун Тарбагатайского района Степан (Стефан) Евстигнеевич Шурыгин (1886 г.р.) в официальных документах проходил как «кулак», так как владел частью мельницы. Под давлением властей в 1936 г. вступил в колхоз им. Кагановича. Однако это не спасло его от ареста по обвинению в участии в «кулацком заговоре», и 6 декабря 1937 г. тройкой НКВД БМАССР по статье 58-2, 58-11 он был приговорён к расстрелу. Такой же участи подвергся и уставщик с. Хасурта Хоринского района Бурятии Иван Сергеевич Серпионов (1898 г.р.). Несмотря на то, что он вошёл в колхоз «Победа», его арестовали по обвинению «во вредительстве, участии в контрреволюционной организации и антисоветской пропаганде». 27 декабря 1937 г. тройкой НКВД также был приговорён к расстрелу.
За 1937 — 1938 гг. на территории Бурятии было арестовано 11 старообрядческих служителей культа. Всего за годы репрессий репрессировано 27 старообрядческих уставщиков и священников.
Характерно, что если в православных общинах новообрядцев после ареста священника церковная жизнь часто затухала, то у старообрядцев религиозная жизнь уходила в подполье. Этому способствовало большое число «церковных грамотников» в их среде, из которых староверы выбирали нового уставщика. Поэтому властям приходилось проводить масштабные репрессии и среди грамотных старообрядцев.
А.В. Костров
Поделиться: