Старообрядческая иконопись в Бурятии

Невозможно представить себе старообрядческий дом в Бурятии без икон. Практически в каждой семье, независимо от уровня религиозности, обязательно есть хотя бы одна литая или письменная икона. В домах, где проживают пожилые люди, нередко можно встретить целые «иконостасы» из медных складней, крестов и икон. Значительная часть этого наследия была утрачена в советское время, вывезена за пределы республики. Но духовность возвращается в наши сердца и дома. В восстановленные храмы многие жители семейских сел отдают свои иконы.

Бытование старообрядческой иконописи и культового литья в Забайкалье тесно связано с миграциями старообрядцев; однако свидетельств о подобном производстве в Забайкалье пока обнаружено немного. Принесенные с собой, приобретенные после прихода в регион и произведенные на месте образа составили достаточно богатые собрания. В результате и поповцы, и беспоповцы имели свои храмы с необходимым набором икон и церковной утвари, а у уставщиков и других грамотных старообрядцев в домах были многочисленные иконы, складни и даже целые «иконостасы».

Иконы, складни, кресты привозили как из признанных центров старообрядческого иконотворчества (Поморье, Москва, подмосковные Гуслицы, владимирские села, Урал и др.), так и из разных мест Сибири, где также создавались мастерские, в которых церковные предметы изготавливались по известным образцам Европейской России и Урала. При этом профессиональных икон, созданных в перечисленных западных культурных центрах, в собраниях забайкальских старообрядцев подавляющее большинство. И если среди письменных икон чаще встречаются написанные на Урале и во владимирских селах, то среди литых — произведенные в Гуслицах и в разных уральских мастерских.

У старообрядцев Бурятии хранятся как иконы, выполненные в профессиональных мастерских дореволюционной России, так и образцы непрофессионального творчества благословленных на это сельских иконописцев. Две основных группы - «Письменные иконы» и «Литые иконы». В разделе «Письменные иконы» иконы группируются в подразделах иконографии Бога (Троицы, Саваофа и Христа), Богородицы, праздников и святых. Литье представлено основными блоками, которые традиционно выделяют исследователи: распятия, складни и их фрагменты, отдельные иконы, а также киотные композиции. Подобное деление имеет свою меру условности, но дает представление о первичной классификации, позволяющей ориентироваться в сложном мире русской иконы.

Отдельного внимания заслуживает феномен поздней непрофессиональной реставрации в среде старообрядцев как аспект бытования иконы в их культуре, а также попытки возрождения иконописи в постсоветский период.

Работа по изучению забайкальского старообрядческого иконотворчества в настоящее время находится лишь на ее начальной стадии, далека от завершения и требует усилий еще не одного поколения исследователей. 

А.В. Костров, д-р истор.наук, профессор ИГУ


Преображение Господне
Дерево, темпера.
Начало XX в.
Реставрация начала XXI в.

 

Икона «Преображение Господне». Вверху в центре иконы Иисус Христос, сияющий преображенным светом. Слева от него пророк Илия справа пророк Моисей. Лучи нетварного света пронзают учеников Христа как стрелы. Иоанн, центральная фигура среди учеников, и Иаков, справа, не могут смотреть на этот Свет, настолько он ослепляюще-яркий. Они закрывают глаза и рот, потому что ничего не могут ни сказать, ни видеть в этом ослеплении. Петр (слева) мужественно смотрит и говорит Господу «Хорошо нам здесь. Земной мир выполнен в темно-красных тонах, одежды и лики учеников - еще не просветленные, темные. И на этом фоне непросветленного земного мира – блистает Небесным Светом мир Горний.

 

 

Успение Богородицы
Дерево, темпера.
Конец XIX в.

Икона Божией Матери «Успение Богородицы». Икона посвящена двунадесятому (одному из двенадцати) празднику - Успению Пресвятой Богородицы. Христос чудесным образом собрал апостолов, находившихся в разных частях мира, ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица. В сиянии божественного света сошёл Христос, окружённый множеством Сил Небесных, и Пресвятая Богородица предала душу в Его руки. Предание рассказывает о многих чудесах, сопровождавших погребение Пресвятой Богородицы.

 

 

Покров пресвятой Богородицы
Дерево, темпера.
XIX в.

Икона Божией Матери «Покров пресвятой Богородицы». Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. Состав композиций икон очень вариативен. Могут быть сключены изображения Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от изображения Девы Марии; Андрей, Христа ради юродивый, рукою указывающий Епифанию на Богородицу. Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца на амвоне с орарём (под изображением Богородицы). Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах — спутники Богородицы во время небесного её шествия по Влахернскому храму — и ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей.

Поделиться: