Иконография Бога

Господь Саваоф
«Отечество»
Дерево, темпера. XIX в.

«Отечество». Православные образы Саваофа Отца в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Ветхого денми (Воплощения Предвечного Сына), используемому в византийской культуре. Подобная стилистика использовалась при росписях стен и в качестве аналойных ликов - Господь, благословляющий обеими руками, или со свитком, с державой, реже с книгой в руке, в белых одеждах. Складки хитона обычно написаны розовой краской, а гиматий - зеленой, волосы лежат по плечам, нимб звездчатый, в виде двух пересекающихся ромбов синего и красного цветов

Изображения, сопровождающиеся надписью: «Господь Саваоф», появились в русском искусстве в XVI в. Запрет Московского собора 1667 г.не стал препятствием к тому, чтобы самые значимые композиции («Отечество» и «Сопрестолие») продолжали создаваться. Их помещали на внутренних сторонах главных куполов и других частях церквей. Широкое распространение этих образов в России обусловлено соотнесением их с ликами Иисуса.

Один из основных типов иконографии новозаветной Троицы. На иконах Саваоф предстает как седовласый старец на троне. Лик Господа-Отца на изображениях размещен в символическом треугольнике, что повествует православным верующим о присутствии Святой Троицы, берущей начало от самого Всемогущего и Единого Бога.

 

Господь Саваоф
Дерево, темпера.
Начало XXI в.

 

Триипостасное божество. Икона иллюстрирует стихеру восьмого гласа, звучащую на Великой вечерне Пятидесятницы (творение Льва владыки): «ПРИИДИТЕ, ЛЮДИЕ, ТРИСОСТАВНОМУ Б(О)ЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ…» В центре композиции изображены сидящие Господь Саваоф (справа) и Иисус Христос (слева). Между их нимбами в сиянии — голубь, символ Святого Духа. Триипостасное Божество окружено кольцом из огненных херувимов и зеленых серафимов, с четырех сторон — символы четырех евангелистов. Все остальное пространство иконы заполнено фигурами ангелов и избранных святых. Нижние представлены стоящими на облаках. Иллюстрация на текст стихеры получила широкое распространение в искусстве середины XVI в. Образ «Триипостасное Божество» был особенно популярен у старообрядцев Ветки и Новозыбкова.

 

Господь
Вседержитель
Дерево, темпера.
Конец XIX – начало XX вв.

 

Господь Вседержитель.  Спас Вседержитель или Пантократор (греч. - всевластный) - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. На иконе Христос предстает облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает раскрытое Евангелие.

 

Распятие Христово
Дерево, темпера.
Вторая половина XIX – начало XX вв.

Распятие Христа. История создания иконы «Распятие Христа» связана с распространением известного евангельского сюжета. Особенно это было важно в те времена, когда основная часть населения оставалась неграмотной, и соответственно не имела возможности прочитать Евангелие, но икона, повествующая о распятии, давала возможность совершенно любому человеку узнать о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа. Распятие Иисуса Христа — одна из часто повторяющихся тем не только в иконописи, но и в живописи в целом.

 

Крест–распятие
с предстоящими
Дерево, темпера.
Начало XXI в.

 

В основании креста – пещера с головой Адама, горки с плоскими лещадками и архитектурный фон.

Поделиться: