Антон Михайлович Станиловский родился в 1876 году. Получив всестороннее образование в Петербурге, Москве и Казани, молодым юношей приезжает в Иркутск в 1898 году. Его привлекла своей красотой и необозримостью Сибирь и в особенности - её жемчужина - Байкал." Вообще довольно бы подходяще было, - пишет А.М.Станиловский, - хоть и подольше путешествовать по разным Байкалам. Быть Пржевальским, Потаниным или даже босяком. Но Пржевальским лучше". В Иркутске он занимается педагогической деятельностью, студенческими делами, активно сотрудничает с Обществом народного образования и народных развлечений. В частности он отмечает: " Что такое всякое образование? Это развитие в человеке способности видеть кругом себя, и сообразовывать свое поведение с этой окружающей обстановкой. Цель всякого воспитания - научить понимать окружающее". Талантливый ученый, педагог Антон Михайлович в 1905 году выезжает с уроками на Байкал, где планирует окончательно завершить исследование посвященное" великому пресноводному морю". Его переполняют творческие планы, он собирается взяться в Иркутске за создание не только детского, но и народного университета, но ... пьяный черносотенец из револьвера пресекает эту многообещающую жизнь в 1905 году. В своих дневниках он писал: " Для счастия человека необходимы два фундамента: вера и сила воли, - и более ничего. Счастлив тот, кто чувствует, что исполняет должное". Впоследствии, через семь лет после кончины А.М.Станиловского, друзья и коллеги воздадут должное этому человеку и опубликуют его "Записки". В них немало места отводится материалам, посвященным семейским старообрядцам. Прежде всего, это одно из первых изложений самобытного фольклорного богатства семейских ( хоть и записанного со слов жителей лишь одного семейского села Исток), и , что особенно важно, обращение к детскому фольклору: загадкам, детским играм, пословицам и поговоркам и т.д.
Труды Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества, № 7.
Записки Антона Михайловича Станиловского ( с биографическим его очерком). Посмертное издание. ( под редакцией - члена Редакционной комиссии Отдела А.В.Азлецкого, Иркутск,1912 год ).
На фото - семейские певуньи из села Исток Прибайкальского района.
...Семейские в деревне Исток на озере Котокель.
...Котокельские семейские ведут свое происхождение от семейских старообрядцев станицы Доно. Они присланы сюда в ссылку за религиозные убеждения. Донинские старообрядцы, ( когда-то не то донские не то уральские казаки), были высланы из России в Забайкалье "за бунт по вере" и образовали целую станицу, дав ей название по месту родины - Доно. Здесь их уже склонили к единоверию, которое они и исповедовали. Но часть новых единоверцев через некоторое время отстали от "единоверческих попов". Это было больше сорока лет назад ( примерно 1865 - А.Л.), так что теперешние семейские хозяева Истока являются детьми бунтовщиков против единоверия.
Понемногу к семейским старожилам Истока ( семьям Пармена и Никифора Овчинниковых) стали примыкать новоселы-сибиряки из утесненных мест, поселенцы, а также семейские из других сел Забайкалья. Особенно много пришло поселенцев за последние годы, в связи с развитием рыбных промыслов на озере.
Всюду виднеются новые , еще только вчерне законченные избы, очень много совсем жалких крошечных домиков. И только дома семейских старожилов еще напоминают сибирские благоустроенные избы. В верстах двух от деревни, на берегу самого озера, в лесу, возник новый поселок. Его образовали семейские новоселы из Жирима: семьи Иуды ("Юды") Калашникова и Петровы. Новоселы увлекаются привольем нового места, с увлечением говорят, как клюква и брусника растут тут у самых окон, как много здесь леса, который они будут чистить под пашню: мечтают о том, как с весны начнут пахать землю, которая , по их мнению, вполне пригодна для земледелия, в противоположность утверждениям местных сибиряков, которые еще не вспахали ни одной десятины. Одним словом, чувствуется, что эти измученные в "утесненных местах" люди, в поисках за лучшей жизнью, явятся для здешних таёжных мест с рыболовным и звероловным населением, прекрасными культуртрегерами, бодрыми проводниками следующей по порядку стадии культурной жизни человечества. "Утесненное" царство их сородичей , конечно не применит хлынуть сюда вслед за своими пионерами. Пройдет несколько лет, я убежден, жалкий переселенческий поселок превратится в настоящее большое село.
На фото село Исток в августе 2019 года. Автор фото Варанкина Е.В.
Поделиться: