Сёла Нижний Жирим и Верхний Жирим глазами этнографа А.М.Поповой.

Анна Михайловна Попова - хранительница этнографического отдела Иркутского областного музея. 

В 1925–1927 предприняла попытку совершения экспедиций в Забайкалье с целью этнографического изучения семейских старообрядцев. Эти экспедиции проходили при финансовой поддержке Бурят-Монгольского научного общества имени Доржи Банзарова. За помощью в собирании материала исследовательница обращалась к настоятелю тарбагатайской общины белокриницкого согласия о. Амвросию Федотову (будущему белокриницкому епископу Афанасию). В основном сбор материала осуществлялся на территории Тарбагатайского района Бурят-Монгольской АССР. В результате этой поездки в фондах Иркутского музея был сформирован новый «семейский» подотдел. Основные результаты полевого исследования были опубликованы в виде цикла статей в журнале «Бурятиеведение», а позже в виде отдельной книги.

Иркутский областной краеведческий музей — один из старейших музеев России, был основан в декабре 1782 года по инициативе иркутского губернатора Ф. Клички, который призвал отцов города пожертвовать средства на строительство музея и первой книгохранительницы.

П

 

Для исследования жизни старообрядцев Поповой  были намечены сёла Нижний Жирим и Верхний Жирим.

Вот каким увидела исследовательница эти сёла в середине 1920-х гг.

О Нижнем Жириме:

"Переночевав в Тарбагатае, мы рано утром выехали в намеченные для исследования пункты. Первое село Нижний Жирим лежало в 10 верстах от Тарбагатая. Переехав небольшую речонку, которую в обычное время «курица в брод перейдет» и которая во время дождя ломает все, что ей попадает по пути. Проехали мимо мельницы, лениво поворачивающей колеса и поднялись на широкую дорогу, проходящую между хлебных полос. «Нынче хлеб был бы ничо, да дожжа то вовремя не была», – говорил возница молодой 30-летний мужик. Дорога лежала в гору и мы, медленно подвигаясь вперед, завели беседу о советской власти, о боге и главным образом, о земле. К «совецкой» власти возница относится очень благожелательно, хвалил многие ее начинания: «До совецкой власти мы в темноте были, училишшу, больницу не давали уставшшики строить, грехом пугали, а теперь глянь-ка, – показал он кнутовищем на новое здание больницы. – Нет что бы не было, совецка власть правильна, только одно не ладно, земли не дают, кого тут делать». Он показал на высокие зреющие полосы ярицы и пшеницы. «Раньше тут один сеял, а теперь шестеро. Да ишшо налогу бы убавили. Ну, тогда бы мы нужды не знали. А вот и Жирим, – прервал он себя, – только на тянигус подымемся». Действительно из-за бугра показались старые постройки. Н. Жирим, как все семейские села, расположен в долине между гор. Имеет две улицы: Заречная и Большая. Речка Жиримка проходит посредине улицы, к ней спускаются огороды. Около села сосновые рощицы обильные рыжиками, вдали виднеются хребты, покрытые густым лесом, куда семейские ездят за ягодами и орехами. Улицы длинные, песчаные, так что при малейшем ветерке пыль засыпает глаза. Село беднеет, так как жители часто страдают от стихийных бедствий: то засуха – хлеб выгорит, а то и дождем плодородный грунт смоет, как это имело место в 1905 году. Плохие урожай в конец подрывают благосостояние жителей, так как земледелие, их главное занятие, не оправдывает затраченного на него труда. Скотоводство также пришло в упадок из-за недостатка удобных пастбищ и лугов. 

На фото село Нижний Жирим. Автор фото Варанкина Е.В.

1


О Верхнем Жириме: 

Соседнее село Б. Жирим (Шариха) в 11 верстах от Н. Жирима живет гораздо богаче, так как имеет более плодородные земли. Подсобным занятием семейских названных сел является «ямщина» с установившимся санным путем, трогаются нагруженные всевозможным товаром обозы из Верхнеудинска в Кяхту, везут мануфактуру, чай, кожу и др. Путь хороший по Селенге. «Скотина сыта и на мужиков дома нет расхода, да маленько останется – вот и ходим». Кто не ходит с обозом, тот добывает орехи и охотится на белку.

Переправившись через Жиримку, мы выехали на большую улицу, день был рабочий и народу не было видно. Только у одного двора стояли два седоволосых высоких старика. Они с любопытством посмотрели на нас, на мое приветствие поклонились и продолжали прерванный разговор. Навстречу попалась старуха с ведрами на плечах, несмотря на сильную жару, увязанная платком. Старуха переждала нас, чтобы не переходить дорогу «путь не будет» и на мой вопрос «где сельсовет» ответила вопросом, кто и зачем приехали. Удовлетворив свое любопытство, она указала большой новый дом: «Эвот школа, а в ограде совет будет». В сельсовете нас встретил молодой секретарь, который уже знал о нашем приезде. На мою просьбу о квартире, послал сельисполнителя, который и привел меня к небольшому домику, хозяин которого Архип Петров пускал проезжих. Поблагодарив провожатого, я вошла в избу, на кровати лежал молодой мужик, он болел гриппом (местное – костоломища). При моем приходе он встал, поздоровался и пошел за женой, чтобы поставить самовар. Пока он ходил, в избу набрались любопытные. Особенно детвора, любознательные глазенки, застенчиво всматривались в меня и подвигались ко мне все ближе и ближе «ты зачем приехала». «Да хочу вас в школу записать, в Удинск увезу». – «Я и так учусь, я уж пионер», – сказал мальчик и сейчас же удрал, и спрятался за двух девочек с торчащими косичками. Вскипел самовар, я пригласила за стол присутствующих, некоторые вежливо отказались, другие сели чаевать. Разговор завязался сам собою. «Скажи-ка ты нам, товарищ, что это чаю-то нет, война что ли с китайцем», – спросила бойкая женщина лет 48. «Ну, война, ты брехать перестань», – ответил за меня возница. «Я слыхал, что потоп на востоке, вот и нет чаю». «Война будет, мы баб пошлем, пускай с Китаем воюют. Пошли-ка баб – они китайчат принесут», – рассмеялся мой хозяин. Бабы его забранили, посмеялись и заговорили более серьезно. 289 Сейчас же разговор начался о налогах, и земле, желая узнать настроение деревни, я прислушивалась к спору между двумя крестьянами, старым и молодым. Старик сетовал на тяжесть налогов, отсутствие мануфактуры и чая, а молодой горячо защищал сов[етскую] власть указывал на то, что все это наладится, все у нас будет. «Ты разве забыл, дедка Саватей, давно ли у нас закончилась война, давно ли спокойно спать стали, а тебе бы все посыпалось и то, сколько за это время сделали». Поговорив с мужиками, я привела в порядок свои бумаги, походила по селу, и улеглась спать. У хозяина не оказалось керосину, а я не запасла свечей. На следующее утро, поднявшись очень рано, пошла побродить по селу. Во всех избах топились печи. Молодухи выгоняли только что подоенных коров, которым не очень-то хотелось уходить от мычавших на все лады телят. Маленький подпасок в рваной одежонке (сиротка из соседнего села) длинным бичом и бранью приводил в покорность подчиненное ему стадо. Побродив по селу на удивление крестьянкам, я пошла поближе к молитвенному дому. Тут уж по случаю праздника скопилось несколько старух и стариков в их традиционном молитвенном костюме-халате и лестовкой (четками) в руках. Подошла, поклонилась молча. Поглядели и спрашивают: «Полюбопытствовать пришла, как молимся. – Нет, – говорю, – а посмотреть много ли народу собралось. – Только старики пришли, молоды то не веруют, ленивы, спать любят. – Спать любят», – передразнил говорившую женщину высокий старик с окладистой седой бородой и ясными почти юношескими глазами, «мы тоже спать любили, да бога знали и родителей боялись, а теперь кого – ты сынам слово, а они тебе два – поучить вздумал, так сдачи жди». Разговор на этом закончился, так как ударили в колокол, и все потянулись, крестясь на молитву. Молодежи и детворы не было. Старый культ вымирал и вместе со стариками уходил в прошлое. Осмотрев село, побеседовав с продавцом кооперативной лавки т. Петровым, местным крестьянином, попросила его показать торговлю. Он охотно согласился. Лавочка небольшая, но в достаточной мере снабженная ходовым товаром, производила приятное впечатление. Спросила, как население относится к кооперации. «У нас хорошо – многие пайщики, в других местах не знаю. Только на чай жалуются: карымский-то пить неохота, у нас ранее-то все байховый пили, рвет с зеленого-то. Многие на травы перешли».     

На фото село Верхний Жирим. Автор фото Варанкина Е.В.

1

1                                  

Поделиться: