Село Бичура глазами путешественника-этнографа П.А.Ровинского.

Ровинский Павел Аполлонович (1831-1916).Эт­нограф - славяновед, путешественник, публи­цист, окончил Казанский университет в 1852 г., член общества «Земля и воля». 

Ровинский

 

В 1870 году Ровинский, в качестве корреспондента "Санкт-Петербургских Ведомостей"  отправился в Сибирь для изучения русского типа на далекой восточной окраине и совершил из Иркутска несколько экскурсий. В числе экскурсий  была поездка в самое крупное старообрядческое село Забайкалья и всей Сибири - Бичуру. 

В Бичуру путешественник приехал в третьей декаде июля 1871 года - в разгар сенокосной поры. В течение трёх месяцев Ровинский изучал быт, историю, жизнь и традиции семейского народа. Квартироваться стал у семейского крестьянина Филатьевича. Все наблюдения путешественник аккуратно записывал в полевые дневники, материалы которых были использованы при подготовке этнологических исследований, опубликованных в "Известиях Сибирского Отдела Русского Географического Общества" в 1870 - 72 годы.

"...Я подъезжал с Кяхтинской горы в двадцатых числах июля: хлеба уже пожелтели, но местами были в прозелень и зерно было мягкое, время бы жать, сто дней необходимые для созревания вышли уже, а он все - таки нежится. Куда ни взглянешь, всё хлеб, даже высоко, на самом хребте и то все желтеют нивы, и скаты гор решительно все исполосованы, только иногда виднеются рощицы, из опушки которых торчат черные скалы, значит, там голый камень, потому и не распахано.Откуда бы вы ни ехали в Бичуру: от Куналея ли, если отправитесь прямой дорогой их Верхнеудинска по Петрозаводскому тракту , или от Кяхты, - верст за десять до селения вам приведется ехать сплошь между хлебами..."

Из дневников Ровинского о селе Бичура: 

"...Здесь на широкой и ровной плоскости длинною полосою протянулось русское селение по обе стороны р. Бичуры, то приближаясь к ней вплоть, то держась от нее в почтительном отдалении. По правому берегу прошла Московская улица на 9 верст почти непрерывно; только в одном месте каменная скала мысом притиснулась к самой почти речке и вынудила сделать промежуток сажен во 100, и тут же отделилась короткая поперечная улочка Тюрюхановская, названная по имени тамошних старожилов; тут же острог, волостное правление, общественные магазины. По другую сторону почти на таком же протяжении идет Колесовая улица с несколькими перерывами то в два ряда, то в один. Между этими улицами в три рукава несется речка с двумя мостами и несколькими переходами из плах и досок. Промежуток (сажен в 200, 300 и до версты) неудобен для заселения, потому, что затопляется, но и тут нашлись высокие места; по этим гривкам приютились кабачки, склады и другие жилища без симметрии и почти вразброс. Главным образом все это промежуточное пространство занято огородами. На всем протяжении реки, покуда она протекает по селению, работают более 20 мельниц. Свежестью и прохладой обдает река среди знойного дня; холодом веет от ее мрачной пади, когда поравняешься с нею, проходя ночью.

Если смотреть на селение с близи стоящего утеса, то вы видите на обе стороны длинные-длинные улицы и между ними правильные и неправильные четыреугольники зеленого цвета разных оттенков: от сероватого цвета капусты и светло-зеленого у огурцов и моркови до темного у картофеля и свеклы. Там-сям зелень пестреет желтыми гвоздиками, красным и белым маком и разноцветными астрами. Тут же так называемые телятники, огороженные места для выпуска мелкой скотины, добавляют зелени. Дома все однообразны, но смотрят свежо и бодро. Перед многими стоят сушила: это полости из оболонков или полукруглых плах на четырех столбах вышиною с одной стороны аршина 2 1/2, с другой в 2 со склоном на полдень; здесь просушивают снопы и делают пробу умолота нового хлеба.Как все великорусские селения, Бичура не красится ни рощами, ни садами, ни даже полисадничками; ни одного деревца ни на улице, ни во дворе. Кое-где только близь речки сам собою разросся чернотал, да группы черемухи и дикой яблони, никем не посаженые и уцелевшие случайно, попавши во время в изгород двора или огорода, и те однако изувечены, потому что здесь нет обычая обирать плоды, а ломают целые ветки…»

Далее путешественник описывает бичурскую единоверческую церковь, стоявшую на Большой улице. Ныне  на этом месте - памятник жертвам сталинских репрессий - на углу улиц Коммунистическая и Советская, в районе тополиного парка.

Бичура

«На Московской улице, немного уступивши с нее, подле тропинки, ведущей к водопою, между огородами и дворами, на маленькой площадке, вы не сразу заметите церковку: она деревянная, потемнела от времени и будто с намерением от стыда или скромности скрылась на глухом закоулке: только крест, обитый жестью, блестит издали и новоприезжему гостю указывает путь к святому храму. Прежде это была старообрядческая часовня, а теперь представляет единоверческую церковь. Сиротливо она смотрит по наружности, сиротою оказывается и на самом деле, потому что, как мы видели, стадо ее 10 лет остается бесплодною смоковницею.В то время; как здесь сиротою стоит церковь, в верхнем конце селения, в самой холодной, сырой и неприютной его частя, в так называемой Грязнухе живут более 300 дворов сибиряков, которые также сиротствуют, представляя из себя стадо без церкви….»

Село Бичура и сегодня является самым крупным поселением забайкальских старообрядцев - семейских.  Если в нынешнее время приехать в пору сенокоса и подняться на Утёс, то можно увидеть и представить Бичуру именно такой, какой увидел её когда-то именитый путешественник Павел Апполонович Ровинский - с разноцветной зеленью прямоуголных полей, покосов и пашен.  

В целом, Ровинский оставил в качестве наследия - наблюдения за жизнью семейских, рассказав о быте, отдыхе и труде, об обрядности и обучении.  

На фото село Бичура в 2018 году. Автор фото Варанкина Е.В.

Бичура

Бичура

 

 

Поделиться: