А.М.Селищев: "Семейские - ревнители древнего благочестия".

Афанасий Матвеевич Селищев (1886 г.р.) - Профессор Государственного Иркутского Университета. С научной целью посетил Забайкалье весной 1919 года. После посещения Верхнеудинска - " города песка и пыли" - он отправился в поездку по старообрядческим селам Тарбагатай, Куналей, Мухоршибирь, Новый Заган, Хонхолой, Никольское, Харауз, встречался и беседовал со старообрядцами из Десятниково, Шаралдая, Бичуры, Гашея. Внимательный, искренний, чуткий , объективный исследователь Афанасий Матвеевич сумел донести до читателя не только описание быта и нравов семейских, но и приоткрыл некоторые "тайники" безграничной души этих русских людей, проникся их заботами и чаяниями, их настроениями и ожиданиями. Разный, порой противоречивый мир представал перед глазами ученого в канун  великих для семейских потрясений. И то, какими  встретили их, с чем вступили "ревнители древняго благочестия" в век двадцатый - эти отрывки из книги.

 

Забайкальские старообрядцы. Семейские. ( Иркутск, Издание Государственного Иркутского Университета,1920 ).

 

О названии. 

...Если название забайкальских старообрядцев "семейские" принесли их деды из Европы и не представляет изменения другого названия, то оно может указывать на место происхождение носителей этого имени: из местности, имевшей отношение к Семи ( Сейму: сравните, например, курские названия Сейма: Семь, на Сями, за Семью ). Географические названия от    " Семи" находятся не только в областях поблизости к Семи ( например, село Засемье в Курской губернии), но и в стороне от Посемья. Такова слобода Семейка на правом берегу Дона ( в Острогожском  уезде Воронежской губернии). Но такое происхождение своего названия семейские забыли и толкуют его происхождение от слова "семья":  "сибиряки" жили в одиночку, а их деды пришли семьями, и потому и прозвались семейскими. Так объясняют теперь забайкальские старообрядцы свое название. Затруднительно согласиться с таким толкованием: ожидалось бы прилагательное "семейные", суффикс же -ск определяет в данном случае отношение к местности, выраженное посредством основы. Но если действительно от "семьи" повелось название старообрядцев, пришедших в Забайкалье, то полагаем следующее. Сначала они были прозваны здесь "семейными". Могу сослаться на указание 20 годов прошлого столетия ( 19 века)   принадлежащее А.Мартосу, если он только верно передал название старообрядцев: " старообрядцы пришли сюда семьями, водворены семьями и потому сохранили доселе имя "семейных". В течение времени название "семейные" заменилось названием " семейские" с суффиксом -ск, чтобы возразить не семейность их ( ею и "сибиряки" обзавелись), а географическое определение по аналогии с другими географическими названиями с -ск.

 О внешнем виде.

 Семейские - народ рослый, здоровый, красивый. Нередки старики и старухи 80 - 90 лет. Но молодое поколение уже мельчает. По цвету кожи и волос отметим следующее. Наряду с великорусским светлым типом встречаются и смуглолицые, с большими карими глазами. " Смотри, какие мы чумазые", - заметил мне один старик в Тарбагатае. "Верно, повелось так от хохлов, когда деды наши в Польше жили". Брадобритие,  как душегубительный грех, строжайше запрещается. Вернувшиеся с военной службы,  епитимией и покаянием обязаны очистить свой грех невольной мерзости брадобрития. Воспрещается подходить к кресту и иконам, пока не изгладятся следы богомерзкого скобления.

 О селах, избах, дворах

 Посещенные мною села расположены в долинах между отрогами гор. Две или три очень длинные улицы, с домами, соединенными один с другим заборами ( "заплотами"), протянулись неподалеку от небольшой речонки. Узкие переулочки ( "правулки") пересекают их. Таким проулком мимо двора и гумна можно выйти к речке или за село, - к горе, в поле, на выпас.

Двор у семейских с различными надворными постройками разделен на две ( обычно) или три части. За двором находится  гумно, часть которого занимает "ладоно" (ток): тут хлеб молотят машинами или "молотилами". За гумном идет огород. На широких грядках с толстым пластом навоза ("назьму") в четыре ряда сделаны углубления ("лунки"), а в них посажены огурцы, капуста, брюква. Зеленеет на грядках картофель ( "бульба"), бутун, чеснок, морковь. Много труда кладут женщины у семейских на свои огороды: по разу или два раза в день поливают огородные гряды. А воду приходиться таскать из-под горы или из колодцев. В некоторых местах, где позволили географические условия, проведены канавы.

Избы семейских - высокие деревянные постройки . Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Хорошие дома строят российские плотники. Раньше они заняты были постройкой церквей....

Внутри избы семейского  чисто, опрятно. Пол вымыт и слегка посыпан песком, а иногда застлан самотканой материей. В переднем углу прибиты полки, на которых расставлены иконы старого письма и медные восьмиконечные кресты в киотах. Тут же или на угловом столике стоит кадильница, лежат свечи, висят листовки ( четки): на столике положены " подручники", употребляемые при земных поклонах. В другом углу большая русская печь, иногда раскрашенная каким-нибудь узором, преимущественно синими или зелеными цветами и петухами. В стороне от печи - палати. Стены чисто вымыты. В некоторых домах по стенам развешаны лубочные картинки. У хороших хозяев на стене красуются "карманы", - длинные вышитые полосы темной материи: часть такой материи образует мешочек, карман. Вдоль стен поставлены лавки. На окошках стоят банки с цветами. В углу приютилась "самопрядка". В богатых домах имеется еще чистая изба-горница, сенями она соединяется с общей избою.

 О хозяйственных занятиях.

 Исключительное занятие семейского - земледелие. В обработке поля он чрезвычайно трудолюбив. Нет ни одной полоски удобной земли, которую он тщательно не приспособил бы для посева, хотя и не всегда получает вознаграждение за свои труды, вследствие неблагоприятных климатических условий. Пашню-пар семейский обязательно троит: двоит редко. "Два раза вспашешь, - два хлеба возьмешь. Три раза вспашешь, - три хлеба возьмешь".

Трудолюбие семейских и результаты его были отмечены с самых первых поселений в Забайкалье. В 1772 году Паллас обращает особое внимание на " большой труд и прилежание" и на "чрезвычайный успех" "польских колонистов". В двадцатых годах 19 века село Тарбагатай посетил А.Мартос и в своих "Письмах о Восточной Сибири" ( Москва, 1827 год) отмечает у семейских "страсть к землепашеству", " неутомимое прилежание, деятельность". Такие же отзывы о них оставили декабристы, проходившие через старообрядческие села в Петровский завод. " Всё у них ( у тарбагатайских старообрядцев-А.М.) соответствовало одно другому: от дома до плуга, от шапки до сапога, от коня до овцы - всё показывало довольство, порядок , трудолюбие". Так отзывался о них декабрист А.Е.Розен.

Большое культурное значение семейских для Забайкалья отмечает и официальный отзыв о них: " Особенно важное значение для края имело появление в Забайкалье на жительство раскольников старообрядцев, известных под названием "семейских", поселившихся в Верхнеудинском округе". Так говорится о семейских в " Приложении к Всеподданнейшему Отчету Военному Губернатору Забайкальской Области".

 О вере семейских.

 Нет ни одного села у семейских , в котором старообрядцы были бы одного толка. Большинство принадлежит к поповцам. Поповцы делятся на общинников, зарегистрировавшихся как община по закону 1906 года, и необщинников, которых большинство. Общинников много в селе Никольском. Эти поповцы, руководимые своим умным уставщиком, признали общину и нашли себе батюшку, престарелого старообрядческого священника , беженца из Самарской губернии. Первый раз никольские общинники слышали светлую заутреню. Слезами обливались от радости.

Безпоповцы - нескольких толков. Старые безпоповцы и новые, бывшие поповцами: но затем они отказались принимать беглых попов. Имеются темноверцы, самые заскорузлые фанатики. В Куналее мне указали еще и на песочников, употребляющих при крещении песок вместо воды.

В каждом селе поповцы и безпоповцы имеют свои молельные дома. В Никольском у поповцев-общинников большая церковь, а у необщинников - часовня. Во время остановки в Мухоршибири,  я был за вечерней в пятницу,  перед Троицей, то есть накануне родительской субботы в молитвенном доме у поповцев. Отстояв вечерню, я вышел на паперть. " Глянется тебе наша служба?" - спрашивает меня одна баба, выходя из молельной. " Если бы женский полк меньше болтал за службой, было бы лучше". " Помяни родителев", - обращается ко мне другая баба, подавая крашеное в луковичном отваре яйцо. " Спаси Христос, помяну". За ней с тем же подношением еще баба и еще, и моя шапка срезу наполнилась крашеными яйцами. Бережно ступая по уличному зыбуну, направился я на свою квартиру, сопровождаемый довольными взглядами встречных семейских.

1

 

Источник: Забайкальские старообрядцы. Семейские. ( Иркутск, Издание Государственного Иркутского Университета,1920 ).

Поделиться: