Народный календарь семейских Забайкалья основывается на общепринятом земледельческом устном народном календаре. Календарь этот возник очень давно и призван был служить крестьянину в нелёгком земледельческом и сельскохозяйственном труде.
Праздники имели да и сейчас имеют очень большое значение в жизни семейских и являются своего рода маяками в жизни, на них основывается весь хозяйственный быт.
Лето у семейских начиналось тяжелым трудом в огороде и на полях. Огородина (так семейские называли всё то, что растёт на огороде) начинала активно расти, приходило время прополки.
12 июня (25 июня) - Петр-солнцеворот. С этого дня солнце поворачивало на зиму, лето - на жару, а крестьяне начинали прополку. Чаще пололи руками, сорняки срубали косами. Но от сорняков семейские знали и применяли другое верное средство - "двоили пары" (пахать на второй раз).
13 июня (26 июня) - Акулина. На Чикое с Акулины начинали поднимать пары, сеять гречиху и зелёнку.
23 июня (6 июля) - Аграфена Купальница. Этот день ознаменован началом заготовки лекарственных трав и пробным сбором земляники. В этот день продолжали полоть хлеба и огороды. Нельзя было стирать белье на Аграфену.
24 июня (7 июля) - Иван-травник, Иван-Купала, Иван-колдовник. Большой праздник, с которым связано много легенд, поверий, магических действий, примет и преданий. Крестьяне старались защитить своё хозяйство и животных от нечистой силы. В с. Новая Брянь на воротах чистым дегтем ставили кресты.
Продолжается сбор лекарственных трав. Существовало поверье, что травы, собранные на Ивана-травника лучше лечат и помогают от недугов. В Урлуке, к примеру считалось, что травы с росой собранные в праздник особенно хороши(дородны).
Всходы в Тарбагатайском районе, с. Большой Куналей.2021 г. Автор фото Варанкина Е.В.
29 июня(12 июля) - Петров день. Начинался подъем паров, дволи пары в этот день в Большом Куналее. В быту ходила поговорка: Вспашешь один раз - получишь один хлеб, вспашешь два раза - получишь два хлеба. Но в оносновном все гуляли в этот день. В с.Архангельском - собирались на межу к реке Чикою, водили восьмерку(корогоды). С этого дня начинался массовый сбор земляники. На огородах заканчивалась пересадка рассады, считалось, что после этого дня пересаживать овощи и рассаду малопродуктивно. С Петрова дня шли активные приготовления к косьбе, готовились орудия труда, точились косы, ремонтировались телеги.
8 июля(21 июля) - Прокопьев день. Считалось, что в этот день заканчивает куковать кукушка. В Бичуре начинали косить сено. На Чикое делили покос. С Прокопьева дня начинали есть огурцы.А со следующего дня, посвященного Богородице начинали вязать берёзовые веники для бани и подметания избы.
15 июля (28 июля) - Кирик и Улита - женский праздник. По верования семейских, эти святые являются заступниками женщин перед Богом. В этот день женщинам запрещалось выполнять какую-либо работу.
20 июля (2 августа) - Илья-пророк, Ильин день. В засушливые времена в старину в этот день служили молебны о дождливой погоде, помочке и дожде. Ильин день повсеместно считался важной сельскохозяйственной датой. В Ильин день запрещалось работать, люди обычно празднично наряжались и устраивали гуляния. В Забайкалье сразу же после праздника начинался массовый сенокос и страда.
1 августа (14 августа) - Первый спас. Спасовки-припасовки. Идёт активная заготовка сена и огородины. Все от мала до велика работают на сенокосах. На огородах поспевают брюква, морковь, бобы, горох. До этого времени существовал запрет на поедание, теперь же можно было вволю отведать овощей. Семейские хозяйки солят огурцы, заготавливают ягоды и овощи.
Сенокос в Бичурской районе, с.С.Ключи, 2019 г.;Автор фото Варанкина Е.В.
6 августа (19 августа) - Второй спас, преображенье. Этот день в Забайкалье был ознаменован началом массового выезда в леса по грибы и ягоды.В случае, если лето было жаркое и сухое - начинали убирать хлеба раннего посева.
15 августа (28 августа) - Успенье. Всё успело, всё поспело. В старину Успенье праздновали 2 дня. Часто в этот день наряжались очень торжественно, также как на Пасху одевали самую лучшую одежду. К этому времени заканчивался сенокос, поспевал урожай овощей, грибов и кедровых орехов. С этого дня массово начинали жать пшеницу и гречиху. Эти культуры дозревали в суслонах. Ярица же дозревала на корню. На огородах убирали лук, плели косы, вешали под навесы на просушку.
Лето заканчивалось, но не заканчивалась страда. Уборка хлебов была в самом разгаре. Все трудились на жатве: и стар и млад. Хлеб-всему голова!
Пшеница в Мухоршибирском районе Бурятии. 2022 г. Автор фото Варанкина Е.В.
Источник: Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья ( вторая половина 19 начало 20 века) - Новосибирск. 1978.