Народный календарь семейских Забайкалья. Весна.

Народный календарь семейских Забайкалья основывается на общепринятом земледельческом устном народном календаре. Календарь этот возник очень давно и призван был служить крестьянину в нелёгком земледельческом и сельскохозяйственном труде.

Праздники имели  да и сейчас имеют очень большое значение в жизни семейских и являются своего рода маяками в жизни, на них основывается весь хозяйственный быт.

1 марта – День Евдокии. По дню Евдокии определяли какой будет весна. Если день тёплый – весна будет тёплая. Семейские говорили: «Если курица на Евдокию напьётся – весне тёплой быть». Буряты подмечали: «Курица не напилась в первый день весны – тепла не жди».

9 (22) марта – «Сόроки» - день памяти сорока великомучеников. В старообрядческом уставе этот день называется средним праздником. На «Сόроки» синица поёт – тепло ворожит. На «Сόроки» начинают прилетать птицы: сороки, турпаны, галки. Примета, связанная с этим днём: Если на «Сόроки» явились галки – жди 40 дней тепла, и наоборот: нет птиц – еще 40 дней холода будет.

17 (30) марта – День Алексея. Алексей у крестьян связан был со сменой подводы: «заворачивай сани, снаряжай телегу». Примета: Если Алексей «нашел огниво» (тёплый день) – то и весну жди тёплую. Если на Алексея нет воды (имеется в виду талые воды) – жди лета холодного.

В это время люди заготавливали дрова на целый год. Погода для такой тяжелой работы была самой подходящей. Ни холодно, ни жарко, древесина не сырая после зимы еще лёгкая и мёрзлая.

Также с Алексея (если в этот день стоит тепло) начинался мельничный сезон – обычно в эти дни запускали водяные мельницы. Годовой запас муки в амбарах подходил к концу и реки уже позволяли крутиться жерновам.

19 марта (1 апреля) – День Дарьи. Чикойские хозяйки с Дарьи начинали белить холсты. Бичурские хозяйки начинали белить холсты, когда начинался ход воды в канавах.

25 марта (7 апреля) – Благовещенье. Благая весть. Этот день считался праздником, запрещалась всякая работа «Птица гнезда не вьёт, девушка косу не плетёт». Дневной сон в этот день не приветствовался: «Проспишь - грибов и ягод не увидишь».

Благовещенье для земледельца не только большой праздник, но и очень важная дата: с этого дня начинается большинство весенне-летних сельскохозяйственных работ. Жители Бичуры примечали, как течет Хилок, какой лёд в эти дни – тонкий ли, хрупкий ли. Наблюдали в этот день семейские за ночным небом: коли ночь ясная - огурцы можно сеять.

Обычно пчеловоды в это время доставали улья и проверяли, как перезимовали пчелы. В Архангельском селе доставали улья, когда на берёзе появлялись почки.

В Бурнашево, Десятниково, Тарбагатае с Благовещенья начинали пасти овец. Обычно пастьба продолжалась до Михайлова дня.

1 (14) апреля – Преподобная Мати Марья . «Марья, зажги снега - заиграй овражки»- просили семейские в этот праздник. Староверы молились в этот день 10 лестовок. Православные из Бичуры ходили в Кяхту за 100 верст. Народные наблюдения гласят о том, что с этого дня начинается половодье.

16(29) апреля – День Арины-рассадницы. На Чикое в этот день начинали сеять капусту в рассадники. В Бичуре и Куйтуне сев капусты начинался с Егорьева дня.

5 (18) мая - Арина-рассадница, в рассадники сеют рассаду, обычно капусту.

23 апреля (6 мая) – Егорьев (Георгий) день. В давнюю пору – это очень важный день для сельских обывателей. Семейские говорили: «Егорий по-настоящему весну начинает, а Илья лето кончает». Перед Егорием начинали брать сок берёзы.

В это время уже начинали пахать пашни. К примеру, в Нижнем Жириме на открытых местах начинали пахоту с Егория, в лесных падях – выходили на пахоту раньше.

Охотно семейские пользовались приметами: Если на Егория тепло, мокрый платок высохнет на дворе – значит будут огурцы хорошие. Если на Егория замечали лёд в корыте – значит возможен хороший урожай овса. С Егорьева дня в Забайкалье большинство обывателей старались сеять ярицу. В средней полосе России сев ярицы начинался с Бориса и Глеба.

9(22) мая- Никола вешний. Большой праздник почитания святого заступника и хранителя, в народном календаре празднуется два раза в год. Никола зимний – лошадь во двор загонит, Никола вешний – откормит. За несколько дней до Николы сеяли пшеницу, коноплю, сажали картофель. С Николы начинали сеять основные сельскохозяйственные и огородные культуры.

11(24) мая – День Богородицы – Порушницы. Сеяли гречиху, редьку. В Урлуке в это время высаживали в гряды огурцы.

При высадке капусты, огурцов и лука гряды поливали водой с разведенной «четверговой» солью и золой, которую пережигали в чистый четверг.

14(27) мая – Сидор-огуречник. В этот день повсеместно бытовал такой опыт: выбрасывали на ночь во дворе мокрую тряпку. Если тряпка не замерзала – огурцы сеяли обильно, если замёрзла – сеяли небольшими партиями, чтобы не поморозить всю высадку. В Тарбагатае колхозный огородник в этот день наказывал: «Замечайте бабы, каков Сидор придёт».

21 мая (3 июня) – День матери Елены. Последний сад огурцам.

31 мая (13 июня) – Еремей –распрягальник. Основной сев окончен, распрягай коня. Позже засевались только поливные пашни.

Посевная кампания заканчивалась, прохлада уступала солнечному теплу и наступало долгожданное лето. «Летом каждый кустик ночевать пустит» - приговаривали крестьяне и радовались наступившему теплу, солнцу и зарождающейся жизни на полях.

 Источник: Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья ( вторая половина 19 начало 20 века) - Новосибирск. 1978.

огурец

Поделиться: