На Руси с древних времён материалами для ткаче ства служили лён, конопля и овечья шерсть. «Нити из волокнистых растений шли для изготовления «холста», шерстяные – «сукна». Родиной льна и конопли считаются Средиземноморье и Азия: из этих древних культурных центров они и были заимствованы восточными славянами. Лён стал широко культивироваться с появлением земледельческих поселений с конца XII века. С этого времени новгородская земля становится льноводческим центром Древней Руси».
Семейские женщины Западного Забайкалья за работой- прядением конопляной нити
и ткачеством холста. Начало XX в. Из фондов исторического музея РБ им.Хангалова
О Конопле
Однако в суровых климатических условиях Забайкалья лен - теплолюбивое растение - не мог произрастать. Пришедшие в эти края старообрядцы - семейские в первые годы их жизни за Байкалом неоднократно пробовали его возделывать, но методом проб и ошибок все же остановились на выращивании конопли. П.С. Паллас, побывавший 6 лет спустя после переселения старообрядцев из Польши в Забайкалье в селениях «польских колонистов» (так он называл старообрядцев), отмечал, что «наряду с пшеницей, рожью, гречихой, горохом они выращива ли коноплю». Об этом он рассказал в книге «Путешествие по разным про винциям Российского государства».
Жизненный опыт семейских крестьян подсказывал, что без та кой технической культуры как конопля трудно будет продолжать привычные традиционные занятия: ткачество и шитьё одежды, изготовление кулей из мешковины, ниток, дратвы, вожжей, поводов, пакли и т.д. Конопля на холодных землях Забайкалья акклиматизацию проходила плохо, но крестьяне настойчиво продолжали высевать ее, и постепенно эта культу раакклиматизировалась к местным условиям, начала давать неплохие урожаи. Таким образом, ткачество стало для забайкальских староверов неотъемлемой частью материальной культуры и хозяйственного быта. Г. Осокин писал о выработке грубого крестьянского холста «почти исключительно семейскими». Сукна же из бараньей шерсти в деревнях по Чикою и Хилку получают, как он отмечал, «довольно порядочного качества, но в небольшом количестве». У семейских, проживающих на современной территории Бурятии, изготовление холстов не имело широкого распространения. Проживая на пересечении торговых путей России с Индией, Кита ем и Монголией, они имели большие возможности приобретать красивые фабричные ткани. Ткали только полотенца, скатерти, половики и шерстяное сукно. В иных условиях жили семейские долины Чикоя - вдали от больших дорог, в глухой тайге, они были вынуждены обеспечивать себя всем необходимым. Производство домотканины там было развито в значительной степени: холст, сукно, дорожки и т.д. Это ремесло активно сохранялось на Чикое до 1930-х годов. Выращивание конопли продолжа лось до середины 1950-х годов. Старинные ткацкие станы и их мастеровых хозяек можно до сих пор встретить в сёлах Красночикойского района Забайкальского края. «Многие жители на Чикое помнят, как выращивали и использовали в быту коноплю. Технология изготовления конопляного масла, пеньковой нити и холста была известна в каждом доме.»
Семейские девушки трепят и мнут коноплю. С.Бичура. Начало XX века. Фрагмент фото из фондов Читинского областного музея.
Станки семейских Бурятии теперь стоят только в сельских краеведческих музеях.
Щётка из свиной щетины для чесания конопли.
Для сеяния конопли считалась хорошей старая залежная земля. Сеяли также на другой год после картофеля. Ценились семена, пролежавшие 2-3 года, они считались сильнее свежеобмолоченных. Коноплю старались сеять раньше всех других культур, так как растет она долго, бывало, сразу после вскрытия рек и озер. Сеяли не очень редко, чтобы конопля сама во время роста забивала сорняки.
Полотенце из конопли Грешиловой Т.М., с.Удинск, Хоринского р-на.
«Сеяли коноплю, разбрасывая из лукошка, повешенного на плечо. Летом пропалывали от сорняков, поливали в сухую погоду. Осенью, после уборки урожая картофеля, коноплю вырывали вместе с корнем и, обколотив землю, завязав снопы, ставили на продуваемое место. После просушки снопы складывали на «ладонь» (место для молотьбы) «в кладь по кругу, как юрту, и молотили цепами» (две длинные палки, соединенные между собой цепью или ремнями). После обмолота собирали семя, веяли его, сушили, после чего давили масло.
Поздней осенью или весной везли вымачивать снопы на озеро. На приготовленных заранее плотах (стянутых тонких брёвен и досок) рядком клали снопы и, прижав их жердью, опускали на воду на две-четыре недели. Сушили коноплю в жаркую погоду, если же этот процесс происходил в холодное время года – сушили в бане, время от времени перетряхивая её («трусили»). Затем мяли в мялке (выдолбленное корытце с дырой посредине для костры, твёрдой части стебля). Полученные волокна следовало обтрепать, а затем прочесать щёткой, сделанной из конского волоса. Расчесанные волокна на прялках пряли в нити, которые потом сновали в «стены» по семь или восемь штук. После того «наряжали кросна» и ткали ткань на ткацком станке шириной 50-70 см. Готовую ткань стирали, отбеливали, для чего холстину квасили, а затем бучили. Бук – это бочка, а нередко просто чурка с широким отверстием посредине. Туда клали ткань, посыпая её слоями золы, сверху – горячие камни. Всё заливалось кипящей «ключом» водой. Щелочной раствор выпаривал ткань добела.
Полоскать ходили всегда на реку, в прорубь, брали с собой туесок с горячей водой – греть руки. Вальком выбивали полотно и на 5-7 дней вывешивали сушить (вымораживали). Гладили полотно рубелем, катая по столу. Из готового полотна шили полотенца, штаны, станушки и даже рубахи.
Изделия ученицы Хасуртайской СОШ Савельевой Александры.
С изменившимися экономическими условиями необходимость в столь трудоёмком процессе отпала, но во многих домах ещё сохранены ткацкие станки, рубели (при помощи которого гладили) и другие когда-то необходимые в быту вещи. В каждом доме семейских и сегодня имеются полосатые яркие половики, которые украшают жилище, сени».
Вот что сообщал А. Добромыслов, побывавший в семейских селениях в верховьях Ингоды в 1920-е гг.: «Конопли сеется мало, от 1\8 десятины и менее. Волокно идёт на поделку различного рода холста, скатертей, ниток, веревок, мешков. Худший сорт на рынок для конопатки зданий. Ткачество хотя и уменьшилось в сравнении с прошлым временем, однако практикуется почти в каждом доме… Семена на посев отбирали лучшие (местные). Высеваются зерна из расчёта 12 пудов на одну десятину... Землю уноваживают. Она должна быть питательной. Сеются на усадьбах и в поле. В поле родится лучше, не кустится. Однако и там она требует удобрение».
Вахрушев Н.С., 1905 г.р., к.с.н., уроженец с. Хасурта, вспоминал о своем детстве: «На каждый двор приходилось в среднем 7-10 гектаров пахотной земли. Лучшая земля в сиверах принадлежала зажиточным мужикам, степные, песчаные поля – беднякам и середнякам. Сеяли ярицу, немного овса или ячменя лошадям, при наличии хорошей земли – немного пшеницы «на калачи по праздникам». Многие, но не все сеяли просо и гречиху на кашу, загон конопли на верёвки, обычно на 3-5 сотках сажали картофель… Много одежды изготовляли дома, приспосабливая её к условиям домашнего производства. Из овечьей шерсти валяли войлоки, пряли пряжу, ткали из неё сукно, вязали носки, варежки, платки, шарфы и т.д. Из ярко окрашенных в разные цвета суровых ниток и белой шерстяной пряжи семейские женщины умели ткать широкие нарядные мужские и женские пояса, подвязки для ичигов и унтов».
(Запись Иванова В.Ф., декабрь1985 г.).
Пружинные ножницы для стрижки овец
О ШЕРСТИ
Вторым видом волокна, которое производилось в значительном количестве у семейских Забайкалья, была овечья шерсть. Овец полагалось стричь один раз в год, перед Троицей, когда овца «отдаст шерсти потожир». Шерсть не мыли, а чесали на деревянных гребнях, зажимая его меж коленями, а затем «сабанили» (били) двумя гибкими длинными прутьями – сабанками, «шиньгали» руками. Считалось, что грязная, маслянистая шерсть лучше скручивается и скатывается, т.е. обладает большой связкой между волокнами. Семейские Забайкалья били шерсть «лучком», специальным подвешенным приспособлением. Нужно отметить, что овец семейские, по сравнению с коренным народом – бурятами, держали не так уж много. Настриг шерсти был небольшим. Стригли овец специальными пружинными ножницами. Недостающую для домашнего употребления шерсть ездили покупать в бурятские улусы, как говорили сами семейские, «шерстовать». «Бывало, напекём хлеба, целые торбы наложим и поедем к бурятам шерстовать. Они ведь хлеб не пекли. Приедем и им толмачим, себе по голяшкам ичигов хлопаем, объясняем – мол, меняем хлеб на шерсть».
(Записано Ивановым В.Ф. от Бурдуковской С.С., 1899 г.р., в 1992 году).
«Для зипунов, например, заготавливали только поярковую шерсть с молодых барашек. Её пряли, как и коноплю, на самопрялках с прялкой. Это был самый распространенный способ прядения, хотя бытовал, но не так широко, и другой способ прядения – на веретене».
Прясть коноплю и шерсть начинали в основном с Покрова Богородицы (1 октября по старому стилю). Этот день считался рубежом летнего и зимнего сезонов, нередко к этому времени уже выпадал первый снег. На Покров скот переводили на стойловое содержание. Большинство хозяев заканчивали вывоз снопов хлеба с полей, в основном была завершена и вся первичная обработка конопли и шерсти. Особенно много пряли в Филиппов пост: «Зиму прядем - пальцы сдерем». К Масленице полагалось уже иметь необходимое количество пряжи. Кудель - пучок конопляного волокна, предназначенный для прядения - привязывали на лопасть прялки, чтобы хватило работы на вечер. Напряденная конопля или шерсть измерялась уже более точно, хотя эта мера зависела от индивидуальных способностей пряхи.
Самопрялки из личной коллекции Иванова В.Ф
При работе на самопрялке ограничителем количества пряжи служила рогулька, разлука или ухват, охватывающий цевку (шпульку) и равномерно распределяющий нить по всей длине шпули. Из одной кудели могла выйти цевка ниток. На самопрялке пряли по солнцу или ходу часовой стрелки, а скручивали («сучили») пряжу в две нитки, наоборот, против хода часовой стрелки. Отрепы пряли на веретене, более тонкую нить – на цевке самопрялки. Самопрялки очень ценились семейскими, береглись и передавались из поколения в поколение. Она была обязательной принадлежностью приданого невесты.
«Самопрядками все и одевались»
«Самопрялка (русский лежак), изготовленная из точёных деталей токарной обработки, богато раскрашивается цветными красками. Резные детали-ножки, стояки, спицы, колеса и фигурный обод – многоцветно окрашиваются красками по точёным долькам. Росписью покрывается донце, его боковинки и редко обод. На донце пишут чаще всего букетики, ветки, по боковинкам – растительные гирлянды из листьев и цветов или зубчатые линии с вписанными в зубцы кружками и сосёнками-ёлочками. Выпуклую полоску обода покрывают точками, зигзагами и несложной гирляндой. Такие зигзаги украшают простые швейки, не имеющие токарных украшений».
К XX веку самопрялки почти повсеместно вытеснили прялку с веретеном. Забайкальские самопрялки, как и повсюду в России, в общем, имели стандартные пропорции и набор деталей, разница состояла лишь в индивидуальном мастерстве токаря. Прялки же сохраняли черты местной традиции. У семейских Западного Забайкалья прялки, в основном, корневые, цельные. Лопасть широкая, иногда с вырезанным узором, но чаще раскрашенные с рисунком. У семейских Восточного Забайкалья (по Чикою) прялки изготовлялись с отдельным донцем и лопастью. Лопасть была узкой. Вид этих прялок вполне утилитарный, украшения отсутствуют. Имеются надрезы по торцу лопасти для шнура (мотоузина), которым крепят кудель на лопасти. «Роспись резных прялок у семейских сводится к однотипному корпусному покрытию с выделением наиболее существенных резных деталей или сочетает многоцветное окрашивание резных деталей с орнаментацией растительными узорами свободного цветного фона».
Рис. В.Ф. Иванова
Нити с нескольких веретен или цевок сматывали на мотовило - крестообразное приспособление из 2-х планок, вращающееся на трехногой подставке. Мотовилом называли также станок с вертикальной крестовиной, которая вращалась при помощи рукоятки (баран). Нитки, навитые на мотовило, составляли мотушку. Мотушку надевали на горизонтальную вращающуюся крестовину и мотали нить на вьюшку - берестяной или осиновый цилиндр вращающийся на оси. Ось укрепляли в стене избы. Таких вьюшек навивалось несколько. Одни из них предназначались для нитей основы, другие - для нитей утка будущей ткани. Чтобы заправить уточные нити в челнок, их вновь перематывали: сучили на цевки. Цевка - съемная часть ткацкого челнока: полая трубочка из скрученной бересты или тростника (в современное время также используют полые металлические трубки). Цевку насаживали на ось сукала, небольшого настольного станка. Вращая рукоятку, наматывали нить на цевку, затем цевку с пряжей снова вставляли в челнок. Эта работа непосредственно предшествовала ткачеству. После этого переходили к снованию нитей. Снование - это работа, при которой определяется длина и ширина будущей ткани. Она считается у деревенских ткачих одной из самых сложных и ответственных, поскольку ошибки здесь зачастую непоправимы: «Уся работа пропадает». Снуют в деревнях по Чикою еще до сих пор, навивают для тканья половиков фабричные хлопчатобумажные нитки №10. Сновальню крепят к полу и потолку избы. Затем прикрепляют к стене или ставят на лавку пару вьюшек с пряжей. Концы ниток пропускают в кольцо, вбитое в потолок: это выравнивает нитки при сновании. Но чаще ткачихи используют юрок - приспособление в виде деревянной дощечки с ручкой, в которой просверлены отверстия, куда и вдевается пряжа или нитки основы. «Основа снуётся в одну, две или три нити. Чаще всего используют вариант снования в две нити. Предварительно катушки кладут в разные ёмкости, а их концы пропускают через глазки юрка. Юрок предостерегает руки от порезов и разделяет нити основы, чтобы они не перепутались».
Один полный оборот на сновальне называется стена и составляет 5-6 м. Название восходит к старинному способу снования, когда в стену дома вбивали колышки и на них сновали нитки. Длина стены среднего сруба как раз около 6 м, по-старому 3 сажени. Длина будущей ткани задается количеством оборотов (стен). Сновать начинают сверху вниз. Следующий оборот - в обратную сторону, третий оборот - опять сверху вниз и так далее. При каждом обороте проводят нить через особую перекладину или привязанные рожки металлической части ухвата, внизу сновальни таким образом, что четные ряды нитей ложатся сверху, а нечетные - снизу перекладины. Так образуется ткацкий зев - разделение нитей, на котором основан принцип техники ткачества. И сама перекладина и зев называются одинаково. Названия среди семейских разные: цены, кресты, восьмёрка. Общее число нитей, навитых на сновальню, определяет ширину будущего полотна. Считают нити, пользуясь простыми мерами: 1 - нитка, 2 – пара, 30 ниток или 15 пар - пасмо. Каждое пасмо отмечают, перевязывая бечевкой. Пасмами называют также 30 тростинок берда - детали ткацкого стана. Количество пасм зависит от сорта пряжи. Например, грубые изгребные нитки вдеваются в бердо с редкими зубьями. В этом берде может быть 6-7 пасм (общее число нитей от 360 до 420, считая, что в зуб, т.е. между двумя тростинками берда, вдевают пару нитей). Счет ведется по одной половине основы, так что, перевязывая каждое пасмо, фактически отмечают не 30 нитей, а 60 (30 пар). В целом, такой счет экономит время и усилия, позволяет легко рассчитать большое количество нитей. Поэтому семейские женщины, не умевшие читать и писать, свободно осваивали эту «грамоту» и могли в ее пределах даже изменять количество нитей, если им почему-либо не хватало пряжи. Во время работы метят углем основу на каждой стене, чтобы не сбиться со счета при быстром вращении сновальни. Перед тем как снять готовую основу, цены перевязывают веревкой. Основу складывают петлями, плетут из петель «косу», которая при необходимости может быть легко распущена. Косу плетут с того конца, с которого начинали сновать, цены должны быть наверху. Готовую косу основы у семейских называют «сплетня». Что выражено в русской разговорной речи о плохих разговорах – сплетнях.
Случаются ошибки при сновании основы, что ведёт к дальнейшему затруднению работы по ткачеству. По большей части это перекрещивание соседних рядов основы, которое имеет название перемот. Если путаница замечена тут же, нитки легко перевести в правильное положение, но если ошибка обнаружена, когда уже навивают основу на стан - ткать будет очень трудно или невозможно. Еще хуже, если забудут перевязать цены - эту оплошность уже ничем не исправить: «Усю основу срежешь и у печке сожгёшь». Массовое распространение сновален относится к началу XX века. В основном их было только 2-3 на всю деревню. За день на одной сновальне могли поработать 5 хозяек. Эта работа начиналась с первых дней Великого поста. Для снования основы для разноцветных семейских поясов использовали более старинный метод вбитых на стене избы гвоздях. Здесь требовалась не только сноровка, но и художественный вкус, эстетическое чутьё и творческая фантазия умелицы. Необходимо было задать ширину пояса и соответствие его расцветки. Контраст ярких нитей из шерсти, гаруса, шёлка, мулине создавал неповторимую красоту будущего изделия. Ширина пояса зависела от количества набранных узорных нитей основы (оно должно было быть обязательно нечётным). Пояса ткались узкие (от 7 нитей узора) и широкие (до 90 нитей узора). Узорная нить (крючки, шагайки, кресты) должна была быть в два раза толще фоновой (земля), в расчёте на одну узорную нить - две фоновые. Начинается снование с закраек, с переходом на основную часть пояса. Дойдя до средины, снование продолжается в обратном зеркальном отражении Если основа наснована правильно, без ошибок, то серединная не - чётная узорная нить должна быть строго по центру будущего пояса. Длину пояса задаёт расстояние между вбитыми в стену гвоздями.
Снование основы на гвоздях для будущего пояса.
Следующая, столь же ответственная, операция - перенос основы на ткацкий стан. В том виде, в каком стан до сих пор бытует среди семейских Забайкалья, он известен около 300 лет. Он оказался так живуч по нескольким при чинам: уклад жизни крестьян за это время не так уж сильно менялся; домашние ткани обходились дешевле, чем покупные; почти все детали устройства могут быть заменены или починены хозяином, имеющим обычные навыки плотника. Так, живущая в глухой абаканской тайге семья старообрядцев Лыковых принесла с собой семена конопли и выращивала её. А хозяин семейства Карп Осипович без единого гвоздя одним топором изготовил своей жене ткацкий стан. Возможности этого стана достаточно широки, с его помощью образуются разнообразные переплетения. На звание ткацкого станка у семейских повсеместное – стан. Название «кросна» в Западном Забайкалье не встречается, а на Чикое такое название существует. «Ручной ткацкий станок состоит из деревянных брусковых станин, устраиваемых из четырёх вертикальных стоек, связанных между собою продольными и поперечными деревянными же перекладинами. Стойки и перекладины должны быть строганными из брускового леса и должны быть крепко связаны на шипах и скреплены по возможности хомутиками или угольниками. Дабы станок был устойчив и не дрожал во время работы, стойки его следует каким-либо способом укрепить к полу или к потолку в помещении, где станок устанавливается».
Ткачихи с. Фомичево Красночикойского района Забайкальского края. Фото Ф.Ф. Болонева
Стан, налаженный для выработки простого холста, устроен следующим образом:
1) Рама стана, его опорно-несущая конструкция, на которой устанавливаются все рабочие части, у семейских именуется станиной. На станине крепятся два вала. Сзади - верхний вал, колода, для на - тягивания петель основы; спереди - нижний вал, пришва, для натягивания готового полотна. Чтобы нити основы не провисали, валы застопоривают с помощью палок. Задняя называется тормозной, а передняя – притужальник (в него входят чека, решётка (рябуха) и деревянный гвоздь). В пространстве между колодой и пришвой основа проходит через несколько приспособлений, делящих и группирующих нити основы.
2) Цены, ценовые лучинки - тонкие дощечки или палочки, по длине несколько превышающие ширину будущей ткани. Их вкладывают в зевы основы.
3) Нит - приспособление для разделения основы на зевы. Имеют вид рамок с веревочными петлями - глазками. Для простого холста требуется пара нитов. Их подвешивают к стану на сыромятных кожаных шнурах, пропущенных через блоки (покатки или покателки), чтобы они свободно двигались вверх-вниз. Управляют нитами с помощью педалей – поднжек, проножек. Переступая по ним, ткач попеременно поднимает и опускает ниты; каждый раз образуется зев, в который прокидывается челнок с уточной нитью.
4) Бердо - рамка с решеткой из тонких лучинок (зубков) из камыша, между которыми проходит ос - нова. Бердо устанавливает ширину и плотность ткани, выравнивает ход основы. Бердо вставлено в разъемную двухчастную раму - набилки. Это устройство позволяет подвесить бердо к стану, а так - же усиливает удар при прибивке утка. В любое время, по необходимости, бердо в набилках можно поменять. Бёрда по классификации бывают 5-, 6-, 7-, 8-, 9- пасменные. На 5- – 7-пасменных бёрдах ткали половики-дорожки, на 9- и 10-пасменных - холст и рушникиполотенца. На 8-пасменном берде ткали шерстяное сукно. Тридцать зубов берда – пасмо. Для удобства расчёта нитей основы пасмы размечаются толстой нитью, которую пропускают через всю длину берда, отсчитывая 30 зубьев – нить пропускается под зубья. Следующие 30 зубьев – нить пропускается над зубьями и т.д.
Рис. В.Ф. Иванова
Работу эту мастерицы выполняют вдвоём:
1. Вкладывают в основу пару ценовых палочек, каждая фиксирует один зев. Гладкие отшлифованные дощечки цен связывают между собой на концах, чтобы не выпали.
2. Основу сперва навивают на колоду. Одна работница вращает вал. Другая расплетает сплетню-косу, натягивает основу и передвигает по направлению к себе ценовые палочки, чтобы равно - мерно распределить основу на валу. Работа эта кропотливая, требующая неослабного внимания, поскольку нити не должны нигде провисать. Таким образом, почти вся основа оказывается на коло - де. Петли на нижнем ее конце разрезают. Чтобы основа ложилась на колоду равномерно, под нити подкладывают плотную бумагу или тонкие деревянные реечки.
3. Навешивают на стан пару нитов. Чтобы заправить нити в нит, работницы садятся друг против друга: одна подает двумя пальцами нитку через петлю (глазок) нита, другая принимает ее. В один нит пропускают нечетные нити, а в другой - четные. Если забывают вдеть нитку в глазок нита или вдевают нитку из другого зева, при тканье получается брак, дорожка.
4. 4. Нити вдевают в бердо. Здесь порядок основан не на разделении зевов, а на группировке пар нитей, образующих зев. Каждую пару нитей, четную и нечетную, пропускают в зуб между тростинками берда, пользуясь самодельным крючком - щепкой, у которой с одного края сделана зарубка. Существуют и металлические крючки.
5. 5. Перед тем как прикрепить ос - нову к нижнему валу (пришве), приготовляют затыкальник или фартук (запан). Это короткий кусок холста, надрезанный с одного конца и сшитый в виде 4-6 фестонов, заканчивающихся петлями. Другой конец фартука зашит, в него продевают пруток и закрепляют его на пришве. Основу соединяют с фартуком через пруток, на котором чередуются попеременно: петля затыкальника - петля основы. Эта сложная система крепления служит для равномерного натяжения основы, что особенно важно при начале тканья. Но чаще забайкальские ткачи обходились вообще без фартука (запана), прикрепляя нити основы прямо к пришве, попуская нити через горизонтальную щель. 6. Бердо вставляют в набилки, а набилки подвешивают к стану. К нитам подвязывают на шнурах педали – подножии (проножки), следя за тем, чтобы образовался зев, достаточный для прокидывания челнока, а основа натягивалась не очень сильно. С этого начинается собственно ткачество. Первые 10- 20 рядов утка уходят на кромку; основа выравнивается, устанавливается нужная ширина и плотность ткани.
Наряди-ка ты станок
«Ткачество на ткацком станке – очень кропотливая работа, требующая много терпения, усидчивости и внимания. Поэтому, чтобы лишний раз не отвлекаться, мастерица должна подготовить своё рабочее место. Стан устанавливается возле окна, поближе к свету. Необходимые во время работы ножницы вставляются с правой стороны набилок. Здесь же в верёвку, которой привязаны набилки, втыкаются иголки и булавки. На палки, лежащие на плечах стана, навешиваются тканевые ленты. Если ленты смотаны в клубки, то их ткачиха складывает в глубокую миску или корзинку и ставит с правой стороны от себя. Под рукой должны всегда находиться также заправленный челнок и иглица. Но подготовка и настрой к работе не решают исхода дела. Самое главное – это помощь святой Параскевы Пятницы, небесной покровительницы ткачих и прях. «Святая Параскева, матушка, помоги прясть, ткать и узоры брать», - молили мастерицы святую перед началом работы». Семейские молились: «Святая великомученица Прасковья, моли Бога о нас».
Челноки изготавливались из местных пород дерева: сосны, кедра, берёзы, осины. Берёзовые более прочные, но тяжёлые в работе, плохо пролетают в зеве основы. Осиновые челноки лёгкие, но мягкие и непрочные. Форма челнока напоминает кораблик-лодочку без дна. Были и покупные (базарские) челноки. Некоторые мастера вместо челноков использовали длинные деревянные иголки или иглицы.
Описанным здесь способом вырабатывался холст полотняного переплетения – ткань на портянки и штаны, полотенца-утиральники, мужские разноцветные кушаки, шерстяные скатерти (сукманки) и полотна для сукна из шерсти.
Однако и во время ткачества работницу подстерегали неожиданности - например, могла сорваться чересчур сильно натянутая нить. Ткачиха ошибалась в расчете узора, особенно, если ее отвлекали.
Норма выработки была различной: от 1-2 аршин до целой стены в день, но надо полагать, это зависело и от мастерства ткачихи и от сложности работы.
Вытканные холсты из конопли мочили и расстилали весной на солнце. Стелили холст на талом снегу, оставляли на ночь. На концах холста делали петли, в землю забивали колышки и растягивали на них холст. Но при небогатом запасе весенних солнечных дней семейские прибегали ещё к одному приёму отбеливания холстов – бучению.
Холст с полного навоя назывался трубка. Для каждого вида изделий заготавливали определенное количество основы, которую мерили стенами и аршинами, в советское время стали пересчитывать на метры, но не забывали и старые меры.
Стена – мера в Забайкалье, равная пяти метрам. На мужской зипун тратили 8 аршин домашнего чёрно - го сукна (5,7 м). Из 1 стены холста можно было изготовить 4 полотенца средней длины (около 1,5 м).
Однако сновали обычно не такими малыми количествами, а чаще стен по 5-7. В среднем навивали до 10 стен, это зависело еще и от крепости конструкции данного стана. Больше 10 стен старались не сновать, поскольку при таком количестве пряжи возникала опасность перемота. Иногда снова - ли по 12 стен. Однако, если на колоду можно навить такое количество основы, то на пришве эта толща холста уже не помещалась; поэтому, наткав трубку холста (3-4 стены), холст срезали и вновь натяги - вали основу на пришву. Таким образом, с одного навоя получали 3-4 трубки холста по 15-20 м каждая. Для каждого вида пряжи существо вали свои берда. Их в доме всегда бывало не меньше 5-6. Обычный крестьянский холст бывал 38-45 см шириной, т.е. укладывался в старую русскую меру - локоть.
Рушники, вышитые мастерицами долины Чикоя, ткань полотняного переплетения
О выделке сукна
Семейские Западного Забайкалья большое значение придавали выработке сукна, так как это был основной и незаменимый материал, из которого шилась рабочая, в основном, мужская верхняя одежда – зипун. А чтобы сшить зипун, нужно было проделать очень большую и кропотливую работу: вырастить овцу, остричь её (обязательно использовалась только чёрная шерсть), шерсть разрых - лить (шиньгали, сабанили, чесали), спрясть (шерсть не мыли, но тщательно просушивали на жарком солнце), насновать основу в несколько десятков метров, «нарядить» станок, выткать полотно на 4-х подножках. Затем это полотно снимали со станка, скручивали в «трубку» (рулон), поливали тёплой водой и на специальной деревянной решётке начинали скатывать. Работа была тяжелой и трудоёмкой. Катали сукно обычно четыре женщины, с силой налегая на полотно руками. «До крови и мозолей руки снашивали», - вспоминали старики. Готовое сукно обливали кипятком, после чего его подвешивали с грузилом (например, тяжелой чуркой). Ткань уменьшалась в размерах и уплотнялась (скатывалась). Ее просушивали, и сукно было готово к применению.
Крой одежды из выработанного в домашних условиях холста производился с максимальной экономией, так как домотканина «доставалась очень трудно». Поэтому любая часть из комплекта семейской (да и всей крестьянской) одежды кроилась и шилась по максимуму. В старину семейские шили на швейках. Это специальное приспособление в виде прялки, но без лопасти. На стояке швейки была приделана мягкая небольшая подушечка, к которой швейной иглой прикреплялась выкроенная ткань. Портниха садилась на донце швейки и начинала «на руках», мелким швом, тачать своё будущее изделие. В крое семейской одежды были такие элементы, что на механической швейной машине прошить было неудобно или же совсем невозможно. Это касается «кошёных» штанин и рукавов. «Первые швейные машины появились в Забайкалье в начале XX века. Это были машинки немецкой компании «Зингер» и отечественные «Поповские». Швейные машинки приобретались в г. Верхнеудинске, в магазине компании «Зингер» (размещался в современном здании г. Улан-Удэ, по ул. Челноки Коммунистическая, 22).
В Национальном архиве Республики Бурятия хранится интересный документ, датированный 1809 годом, впервые найденный д.и.н. Ф.Ф. Болоневым, который он опубликовал в книге «Сокровища земли Тарбагатайской»:
– 31 октября 1809 г. от Верхнеудинского земского исправника Янкова Мухоршибирским волостным правлением получен приказ. В нём говорится о развитии сукноделия в Забайкальских селениях, где жительствуют, в основном, семейские-старообрядцы, чтобы обеспечивать русскую армию шинелями. 21 ноября 1809 года из Тарбагатайской слободы в Мухоршибирское волостное правление поступил рапорт сельского выборного Василия Баннова: «По силе приказа онаго правления о внушении и распространении выделки крестьянских сукон в лутчей доброте и не иначе бы делать как в берде 450 зубов, при собрании всего десятка о сем внушение было, а что касается ныне выделываемого крестьянами сукно собственно про свою только надобность в берде 230 зубов, в ширину от 14 и до 10 вершков, ктож оным занимается о тех… представляю именно список». Эти семьи из списка взялись выделывать от 15 до 50 аршин, а все тарбагатайские крестьяне обещали изготовить 742 аршина прочного сукна. В Куналейской деревне выделывать сукно для армии решили 36 хозяев. В берде показывают по 210 зубов «у всех в одном числе». Сукно шириною в 9 вершков. В год они могут изготовить 1205 аршин прочного сукна. Больше всего берутся выделывать аршин сукна жители Десятниковской деревни. Отдельные семьи могут изготовить от 40 до 100 аршин сукна. В Мухоршибирской слободе 19 хозяев могут в год изготовить 465 аршин. В Харашибирской деревне 19 хозяев берутся выделать 460 аршин сукна. В берде в этих селениях по 240 зубов, шириною сукно 9 вершков. 24 крестьянами Хонхолойского селения имеют возможность выделать сукна 580 аршин. В списке Никольского селения 50 человек. Бердо в Никольском содержит 240 зубов, ширина сукна в 8 вершков. Крестьяне села могут изготовить в год 567 аршин в прочной доброте».
Это было накануне Отечественной войны 1812 года, и хочется верить, что добротное теплое сукно, изготовленное семейскими крестьянами Забайкалья, согревало русских солдат и тем самым сопутствовало успешным боевым действиям наших соотечественников против неприятеля.
В два нита и в две подножки ткали простую ткань полотняного переплетения. На двух нитах, без берда и набилок ткали широкие бранные пояса. Плотность пояса создавалась при помощи специальной дощечки с ручками, называемой прихлопкой или прибивальником. Если же требовалась более прочная ткань, выдерживающая натяжение в диагональном направлении, ткали из черной шерстяной пряжи сукно и шерстяные скатерти-сукманки, в чернокрасную клетку, холст саржевого переплетения (наиболее известный фабричный аналог - джинсовая ткань). Для этого стан оснащали не 2-мя, а 4-мя нитами и 4-мя подножками.
Одним из распространенных видов узорного ткачества было так называемое бранное ткачество. Бранный узор получали с помощью бральниц - узких длинных дощечек с заостренными концами. Основу заправляли как для простого холста. Бральницей, как иголкой, поддевали требуемое по узору количество нитей основы, затем ставили бральницу на ребро: образовывался дополнительный зев, который фиксировали с помощью такой же дощечки, но уже за бердом и нитом.
Особенность бранного ткачества состоит и в счете нитей: основу считают не только парами и пасмами. Эта мера необходима для работы по образованию узора. Браные узоры по большей части красные. Ими украшали полотенца. По рапорту-схеме на бумаге или по памяти узор набирался до половины, при этом каждый ряд узора фиксировался за бердом и нитами, возле задней колоды с помощью специальных тонких прутиков. С середины узор уже не набирали, а на доске-бральнице возвращали каждый ряд зева обратно, фиксируя его красной уточной нитью. После каждой узорной нити, которая была толще в два раза, прокидывалась тонкая фоновая нить. Поэтому бранное ткачество рушников производилось с помощью двух челноков.
ТКАНЬЕ ПОЯСОВ
Семейским Западного Забайкалья был известен еще один вид бранного ткачества - тканье поясов. Семейские Чикоя (Восточное Забайкалье) этого не знали. «В традиционной культуре многих народов пояс был обязательной частью женского и мужского костюма. Пояс имел не только функциональную значимость, но и символическую. Пояс замыкался в круг, что в представлении наших предков служило оберегом, защитой от всякой нечисти, сглаза и колдовства… В глубокой древности, как только рождался ребёнок, его сразу подпоясывали шерстяной ниткой. Нитка служила оберегом и приобщала ещё голое существо к человеческому миру. И детская, и взрослая одежда всегда подпоясывалась. А старообрядцы носили даже два: один надевали на голое тело, а другой пояс носили с одеждой».
Ходить без пояса считалось грехом. Существовал запрет видеть жене мужа без пояса, а мужу жену – без кички. Повязывались по нижней рубахе поясками, в которые зашивали тесемки с молитвами. Считалось, что эти молитвы берегут от сглаза. Тканый поясок или пряжку (кожаный ремень) бросали у ворот, под ноги купленной коровы или лошади, так, чтобы животное переступило. «Скотинка будет как привязана к хозяйскому двору», - говорили семейские.
Семейские за работой: девушка за ткачеством пояса , женщина за шитьём. Начало XX века.
Фото из фондов исторического музея РБ им. Хангалова
Ткачество поясов у семейских традиционно исполнялось на бердечке (узкие мужские повседневные пояски и подвязки на ичиги, гайтаны для нательных крестов) или на стане (средние и широкие нарядные пояса, очень плотной и качественной работы). Бердечко – это деревянная решетка с широкими тростинками, с просверленными в них отверстиями. Нити основы вдевают попеременно - то в щели между тростинками, то в отверстия. При передвижении ее вверх и вниз образуются 2 зева. С помощью берда можно выполнить пояс несколькими разными способами: заправочным узором (или впростку) и бранным перебором (узорное ткачество). Для тканья на стане (иногда изготовлялся станок меньших размеров, специально для ткачества поясов) разноцветную основу навивали на заднюю колоду, нити продевали поочерёдно в нит и привязывали к переднему валу - пришве. Уточную нить сматывали в небольшой клубок, а иногда использовали челнок-иглицу, которыми обычно мужчины вязали рыболовные сети. Пояс сначала начинали ткать впростку», меняя зев с помощью педалей-проножек. Получалось небольшое поле с рисунком в виде зёрнышек. Проткав 2-3 см, пропускался особый уток из группы толстых ниток, края которых выступали с боков. Так повторялось 3-4 раза. Это были вспомогательные нити для оформления красивых концов пояса, в виде густой длинной бахромы, или, как семейские называют, мохров. Такой приём ткачества производился и в завершение работы, на другом конце пояса.
Далее шел выбор узора пояса. Для образования узора выбирают нитки деревянным ножом с заостренным концом. Нож служит и бральницей, и бердом с набилками - им прибивают уток. В старину семейские мастерицы традиционно перебор нитей узора производили руками, без ножа-бральницы, прибивая и уплотняя тыльной стороной руки или используя специальную деревянную прихлопку или прибивальник.
Для поясов иногда использовали те же узоры, что и для концов полотенец, с единственной разницей, что на холсте узор образует уточная нить, а на поясе - нить основы. Кроме узоров, этим способом можно было воспроизвести буквы. Вытыкали небольшой отрывок текста песни или какое-нибудь пожелание, изречение, признание в любви: «Кого люблю, тому дарю», «Люблю сердечно, дарю навечно». Нередко в конце текста стояли имя и фамилия мастерицы. Чаще всего с текстами молитв ткались неширокие пояса для богомольных стариков и уставщиков: «Святые Боже, Святые крепки, Святые безсмертные. Помилуй нас», «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». Такие пояса входили и в комплект «смерётной одежды», как мужской, так и женской.
Тканые тесемки на бёрдечке также использовались для привязывания кудели к прялке – мотоузина. Ткались и узкие гайтаны для нательных крестов. Ткачество на карточках-дощечках, на сволочке (на палочке), на рогатке семейские Забайкалья не знали и никогда не использовали.
Ф.Ф. Болонев в 1970 году записал рассказ жительницы с. Урлук Е.Г. Матвеевой о ткачестве на Чикое: «Не случайно процесс ручного и ножного тканья нашёл отражение в загадке: «Пупом тру, ногами мну, как раздвинется, так приткну». При тканье дорожек пряжа из тряпок разного цвета или из разноцветной шерсти наматывается на цевки (шпульки) из бересты и вставляется в челнок, который продевается руками между рядов основы и притыкается бердом, укреплённым в деревянные набивки, которые, как и нит, укреплены на кронштейнах стана. Узор набирается ткачихой при помощи перебора ниток. Мешки и сукно ткут в четыре ряда и с четырьмя нитами. Ткань в таком случае получается как бы в ёлку. Основа снуётся на стенах на кольях или на гвоздях, на 1 м основы расходуется два катка ниток. Из 5 м один «утыкается». Основу на 50 м сновали на 10 стенах.
Чтобы быть хорошей пряхой и ткачихой, нужно было с детства приучаться к этому нелёгкому труду. Первая работа, с которой начиналось обучение девочки, - прядение. Прясть учились сами, приблизительно в 7 лет, от старших сестер, матерей, бабушек. Отношение к первой нитке, выпряденной девочкой, было неодинаково: по одним свидетельствам, первая нитка уже шла в дело; в других местах клубочек первой пряжи жгли в печке как практически непригодную. Для девочек иногда отец или старший брат изготавливали маленькие прялки.
С 10 лет, когда начинали доставать детские ноги до подножек, девочки учились ткать простой холст. Параллельно с этими работами лет с 10 девочки осваивали тканье поясов, особенно на бердочке. Тканьем приданого семейские девушки занимались в основном во время Великого поста. В приданое девушка ткала несколько поясов, несколько скатертей-сукманок, 2-3 полотенца-рушника и половики. Дары предназначались для жениха и его родни.
В приданое давали и инструмент: обычно прялку, самопрялку, швейку, могли дать и ткацкий стан. В большой неразделенной семье каждая невестка пряла, ткала и шила на своего мужа и детей. Свекор распоряжался, сколько конопли и шерсти из общей массы уделить каждой невестке, при этом он учитывал и количество детей. Женщины не имели равных прав собственности с мужчинами. Единственное имущество, которое безраздельно принадлежало замужней женщине, - ее приданое.
Поделиться: