Ткачество семейских

Семейские, попав за Байкал, утратили производство льна: климатические условия препятствовали созреванию этой культуры. Более неприхотливой оказалась конопля, и крестьяне стали ее выращивать. Из конопляных нитей изготавливали суровый холст для мешков, а также более тонкий холст для одежды. У конопли стебли разделяют на мужские и женские. Мужские давали более грубое волокно — посконь, женские стебли шли на изготовление настоящей пеньки. Пеньку брали, когда созревали семена, из которых получали масло. Стебли дергали руками, прихватывая корень. Обычно для работы выбирали дождливый, ненастный день. Труднее было в сухое лето, приходилось прилагать значительные усилия, чтобы выдрать стебельки из земли. Сорванные растения связывали и ставили под углом друг к другу в суслоны. Сушили 2 — 3 недели, а затем свозили во дворы. Хранили коноплю обычно в сарае. С наступлением холодов, управившись с хлебом и огородом, начинали топить баню. Снопы развязывали и стебельки ставили на «полки», а затем еще горячими начинали мять (чтобы хорошо ломалась твердая оболочка).

Мялки делали высокими «стояками», пучки волокна давили между «зубьями» и «языком». Затем волокно трепали, т. е. отколачивали мелкие грубые частицы специальными трепалами. В процессе трепания отходило жесткое волокно, которое использовали для верчения веревок, ткани мешков, половиков.

Следующий этап обработки конопли — это чесание, когда волокна чесали большими деревянными гребнями, треть длины которых была унизана зубьями вверх, сквозь них протаскивали куделю. Жесткая пряжа оставалась на зубьях, более мягкая — в руках, ее после всего чесали щетками из щетины кабанов. Нить получали в основном прядением, реже сучением. Волокно, предназначенное для изготовления нитей, повсеместно называлось «кудель».

При прядении семейские применяли прялку и веретено, а также самопрялку. Веретена были разной формы, но в основе своей использовали веретено с пряслицей, которое представляет собой палку с овальным в сечении диском. Прялки были составными, реже цельными из копани. Большой популярностью пользовались широколобые, прямоугольные прялки на верхней лопасти, и обязательно с росписью либо трехгранновыемчатой резьбой.

Изображенные на внешней стороне прялок солярные знаки причисляются исследователями к северно-русской традиции.Лопастные прялки семейские использовали также вместе с колесными самопрялками, которые появились в крае относительно поздно — в XIX в., резко повысив производительность труда. Наиболее распространенными были два вида самопрялок: «стояк» и «лежак». У семейских встречаются оба, но предпочтение отдавали «лежаку».

Умение прясть тонкую ровную пряжу ценилось очень высоко. По количеству и качеству спряденной нити судили о достоинствах невесты. Вот почему к веретену старались приучить рано, с 5 — 7 лет.

Семейские также пряли нити из овечьей шерсти. Предварительно шерсть «разбирали», плохая пряжа шла на изготовление потников, производство которых было заимствовано у бурят; длинная же — на изготовление шерстяных нитей, из которых ткали различные по качеству холсты и ткань для одежды, а также вязали варежки, носки, чулки и т.п.

Ткали на ткацком станке, называемом повсеместно восточнославянским термином «кросна». В конце XIX — начале XX в. почти во всех избах стояли горизонтальные станы с бердом и «подножками» (дощечками-педалями), соединенные веревками «нитченками» (петли для подъема нитей основы).

Из техники тканья популярным был способ, при котором нити «утка» располагались перпендикулярно нитям основы, — так называемое полотняное переплетение.

Ф.Ф. Болонев

 

 

 

Поделиться: