Г.И. Ильина-Охрименко о росписи семейских

Домовая роспись русских - семейских Забайкалья cамобытна по своему характеру и сложна по происхождению, как сложна и сама история появления семейских за Байкалом. Кроме особенностей, присущих только ей, семейская роспись имеет много общих черт (в узорах и их отдельных элементах, в манере письма) прежде всего с росписью русских Алтая, росписями Поволжья и Севера и даже в какой-то мере с украинской росписью. Объяснить взаимосвязи этого вида народного искусства и общность его истоков — трудная задача, так как изученность его крайне недостаточна. Центры северной росписи (Северная Двина, Онега, Мезень, Пинега, Поморье), наиболее удаленные от основных торговых путей и менее затронутые капиталистическими преобразованиями, сохранили и в XIX в. многие традиции XVII—XVIII вв. Здесь долго бытуют полюбившиеся мо-тивы фантастических зверей и птиц (львы, единороги, птицы-сирены и т. п.), в сочетании с растительными узорами, и еще более древние геометрические мотивы, распространенные и в резьбе. Пышные вазоны, букеты, гирлянды, известные на Севере с XVII—XVIII вв., встречались вплоть до начала XX в. Росписи выполнялись в свободной кистевой манере живописным мазком с белильными «оживками».

       

Широко известны нижегородские росписи, отличные от северных. Они были распространены на территории нынешней Горьковской, южной части Костромской, части Владимирской, Ярославской, Московской областей и относятся главным образом к концу XVIII — началу XX в. В этих росписях заметно некоторое приближение к реальности, отход от старых плоскостных приемов, стремление к изображению объема путем светлых оживок и тонального перехода красок. Так, в жанровых сценах мы находим всадников, пароходы, сиены из купеческой жизни, людей в городской одежде XIX в. и тут же традиционные фантастические образы птиц, зверей, полулюдей-полуживотных, которые в крестьянских росписях появились еще в XVII в., а, возможно, и раньше. Тем более, что подобные изображения имели место в украшениях храмов Северо-Восточной Руси в XII—XIII вв. Эти фантастические изображения в домовой росписи могли быть заимствованы мастерами Поволжья, которые в конце XIX и первой четверти XX в. нередко предпринимали «походы» в окружающие районы, заходя далеко на север и северо-запад.

Сибирская домовая роспись — одно из интереснейших явлений в русской крестьянской живописи. Степень распространения ее в разных областях Сибири неодинакова. Сибирские росписи не были предметом специального изучения, за исключением алтайских, и о них можно судить лишь по отрывочным данным в литературе. Так, Д. А. Болдырев-Казарин отмечает пышность и узорчатость сибирских домовых росписей. Сюжеты их главным образом растительного характера, но встречаются и на бытовые темы, например, сцены охоты, чаепития. Е. Э. Бломквист описывает изображение Ермака на «кутной заборке» в Енисейской губернии. Жанровые сцены на «кутных заборках» в Приангарье отмечают Г. С. Маслова и Л..М. Сабурова, П. П. Хороших.

Село Десятниково. Гостевой домик и летняя кухня во дворе З.И. Бадашковой

Основными центрами домовой росписи Сибири можно считать Алтай и Забайкалье, где были сосредоточены большие группы «польских» старообрядцев, переселенных в Сибирь из западных губерний России в XVIII в. Известно, что в Сибири старообрядцы долгое время сохраняли некоторые черты русского бытового уклада и художественной культуры XVII—XVIII вв.

В связи с тем, что изучение сибирских росписей началось сравнительно недавно и многие образцы старой росписи погибли, трудно определить, где впервые она возникла. Однако Е. Э. Бломквист на основании сообщения Н. М. Ядринцева высказывает предположение, что на Алтае «польские» росписи были более ранними и что от поляков, возможно, они проникли на Южный Алтай и Бухтарминский край.

      

Некоторые исследователи полагают, что роспись была принесена пришлыми мастерами, но тогда возникает вопрос, почему она получила в Сибири наибольшее развитие в районах, населенных ссыльными старообрядцами. Возможно, что эту традицию предки старообрядцев перенесли сначала в Польшу, где продолжали ее развивать в соседстве с искусством украинцев, а затем возродили ее в Сибири. Материалы Забайкалья подтверждают это предположение.

Роспись стен в селе Десятниково

Небольшой круг датированных расписанных предметов и настенных росписей, сохранившихся у семейских, дают основание считать, что в середине XIX в. роспись уже широко бытовала у них. Расцвет в XIX в. таких художественных ремесел, как изготовление точеной расписной посуды, производство резных и расписных прялок и т. п., развитие резного декора в народном жилище Поволжья, оказали влияние на резьбу и роспись Сибири.

Известно, что семейские посещали сибирские ярмарки Верхнеудинска, Иркутска, а алтайские старообрядцы — даже Макарьевскую ярмарку (у Нижнего Новгорода), где и могли познакомиться с искусством-росписи других областей и пригласить мастеров — «красильщиков» в свои края. Воспоминания о частых приходах «красильщиков» (так называли художников), плотников из других мест до сих пор еще живут и в Забайкалье и на Алтае. В конце XIX в. в Забайкалье и Бийском округе на Алтае росписью занимались пришлые «тюменские мастера, знакомые с украинским письмом».

Роспись стены в сенях. Дом Т.И. Лаптевой, село Десятниково

Алтайские росписи относятся к концу XIX и началу XX в. Изображения птиц в этих росписях очень условны. Однако Н. И. Каплан обнаружила в них сходство с имеющимися на Алтае растениями и птицами. Бытовые сцены, а также изображения животных в алтайских росписях, крайне редки, но они все же встречались во второй половине XIX в.

Анализируя алтайские росписи, Н. И. Каплан и Е. Э. Бломквист находят в них много общего с росписями северных и среднерусских областей. Это объясняется, очевидно, тем, что русские переселенцы в Сибирь являлись выходцами из среднерусских и северных областей; позднейшие взаимовлияния шли через торговые и другие связи.

Расписной ковёр на веранде в с. Десятниково. Мастер В.А. Соколова

В. М. Вишневская в докладе на отчетной сессии, посвященной итогам полевых этнографических исследований в 1964 г., в Институте этнографии АН СССР, отметила связь северных росписей с алтайскими, увидев их общие истоки в новгородских фресковых росписях церквей, которые, в свою очередь, обнаруживают сходство с церковными росписями Киева XI в. (общность мотивов, линий, характерных запятых, белильных, оживок). Подтверждается это и тем, что одним из центров северной росписи было с. Новгородское, в котором работали и жили живописцы - выходцы из Новгорода. И на Алтае также есть с. Каргопольское, где живут переселенцы из г.Каргополя — известного центра северной росписи.

Таким образом, намечается непрерывная цепь, связывающая сибирские росписи с древнейшими русскими росписями.

   

Забайкальская домовая роспись по своему характеру и стилю очень разнообразна. Прежде всего надо отметить как бы два пласта в росписях изучаемых нами семейских селений XIX — начала XX в.

К древнейшему пласту мы относим геометрические и полурастительные мотивы, принадлежащие кисти женщин. Роспись семейских домохозяек, состоящая из простейших сочетаний геометрического и полурастительного характера, покрывает стены жилища и сеней, деревянный опечек, иногда верхнюю часть печи, потолок, пол, матицу, перегородки.

Основными мотивами женских росписей являются круги с большим количеством вписанных в них малых кругов, сегменты, «косачи», или «косари» (завитки разных форм), волнистые и прямые линии, кресты, уголки, розетки, «сосенки», клетки, состоящие из прямых, волнистых или пересекающихся по диагонали линий, точки, полуокружности и. др. В доме А. К- Вишняковой (65 лет, с. Десятниково) на потолке и стенах сохранилась роспись ее бабушки Анастасии Семеновны (примерно 1820 года рождения) и сходная роспись работы ее матери Д. И. Головиной. Эта роспись состоит из вписанных один в другой кругов и других элементов. Как дополнение к ним — фигуры «курочек» и «барашков».

Наиболее древним и распространенным является изображение круга. Мотив круга часто встречается и в росписях, относящихся к первой четверти XX в., на опечках, потолках, перегородках, стенах. Но внутрь круга стали вписывать розетки, цветы и листья.

Ансамбль домовой росписи в доме Пискуновых. с.Десятниково

 

Мотив вазона в росписях семейских возникает под влиянием пришлых мастеров, но он очень своеобразно перерабатывается: вазон изображается в виде простого горшка с выходящей из него сосенкой, но часто вазоны с букетами настолько причудливы и геометризованы, что трудно отнести их к мотивам растительного характера.

В таких селах, как Десятниково, Большой Куналей, Нижний Жирим, многие домохозяйки считали роспись жилища своей домашней обязанностью. Хозяйка, умеющая украсить свой дом росписью, пользовалась особым уважением.

Роспись стен в с. Мухор-Тала

Заимствуя друг у друга определенный круг элементов, мастерицы вносили много выдумки не только в изображение новых узоров, новых сочетаний, но и в подбор красок. Обычно употреблялись желтая, черная, синяя, красная и коричневая краски. Делали их из покупных красок в порошке и глин, смешанных с олифой собственного изготовления. Чаще всего все элементы рисунка писали линией в ширину мазка кисти. Так же своеобразно разными красками заполняли внутренность кругов, ромбов, розеток, стилизованных цветов. Для фона под роспись использовали особую смесь из молока, белил и извести. Пол под роспись покрывали коричневой или бордовой краской. Вместо кисточки пользовались туго скрученной бумагой или тканью, реже писали пальцем, что характерно и для украинских мастериц.

Забайкальскую роспись роднит с Украиной также то, что занимаются ею женщины-домохозяйки.

Роспись двери и стены в с.Десятниково. Мастер В.А. Соколова

Конопляное семя мыли, сушили, поджаривали, а затем толкли в больших стопах продолжительное время. Просевали и снова толкли до образования кусков. Куска на листах держали перед жаром печи, обрызгав их водой. После этого наполняли мешки, связанные из конского волоса или конопляного волокна, завязывали их и закладывали в специальные станки. Готовность олифы проверялась пером, которое должно свернуться, если спустить в олифу. Краску в порошке растирали каменным пестиком, постепенно разбавляя олифу до нужной густоты.

Отметим, что роспись на стенах жилища, характерная для Забайкалья, Алтая и Украины, не распространена в Поволжье и не типична для Русского Севера. Это удивительное родство с Украиной можно объяснить не только известной общностью происхождения культуры русских и украинцев, но и непосредственной близостью с украинским искусством в тот период, когда «семейские» жили в западной части России.

Роспись на опечке

Роспись семейских домохозяек интересна и своей очевидной принадлежностью к ранним ступеням развития этого искусства у русских (хотя роспись подобного типа у других групп русского населения исследователями пока не отмечена). Однако это не означает, что она вообще не имела места, а напротив, подтверждает, на наш взгляд, предположение о ее бытовании у русских крестьян. Подтверждает это и то обстоятельство, что для украинской народной росписи на ее раннем этапе типичны те же геометрические мотивы.

Второй, более поздний, пласт домовой забайкальской росписи характеризуется развитием растительных мотивов; она принадлежит кисти мастеров-профессионалов из среды семейских (в том числе женщин), ссыльных поселенцев и пришлых мастеров, работавших по найму.

Нами найден ряд датированных предметов: прялка из Нижнего Жирима, расписанная в 1863 г., и шкаф («камот»)—работы 1869 г. с инициалами художника «А. Г. К.». Основной элемент этой росписи — тюльпан, выполненный двумя-тремя красками (от светлого к темному и наоборот), с большим количеством черных запятых — «агашек». Мотив тюльпана был широко распространен в растительных узорах на Севере и в среднерусских районах, но с начала XIX в. он стал вытесняться цветком розы.

Часто встречаются маки (белые, желтые, красновато-оранжевые), тюльпановидные подснежники (фиолетово-белые), ромашки (белые, сиреневые), «жарки» (оранжевые), лилии или «масленки» (красные, желтые), саранки (красные и сиренево-розовые), незабудки (лиловые) и алые цветы шиповника. У одних мастеров изображения цветов реальны, у других условны, обобщенны, выполнены с произвольной окраской.

Многолепестковые и пятилепестковые цветы-розетки характерны для всех мастеров, как и стрельчатые и каплевидные листья, оттененные черными и белыми штрихами. Мотивы роз, виноградной лозы, не встречающихся во флоре Забайкалья и Сибири, очевидно, заимствованы семейскими у пришлых мастеров.

У Е. Э. Бломквист есть указание со ссылкой на С. И. Руденко, что в Забайкалье работали тюменские мастера. У семейских, по их воспоминаниям, расписывали «латыши», «вятские артели», «суздали», приходившие из «Расеи». К их приходу покрывали однотонной краской, чаще светлой, опечки, стены.

Пришлые мастера-красильщики виртуозно владели кистью, знали, как это показывают их работы, множество орнаментальных стилей и умело применяли их с учетом местных вкусов.

Были мастера по резному делу и красильщики из ссыльных, приписанных к разным семейским селам. В Каравановке (ныне Улан-Удэнского района) жил ссыльный В. И. Зверев (вятский, по словам местных жителей), который работал по найму в Верхнем и Нижнем Жириме.

Настенный карман. с.Нижний Жирим

«Васенька-красильщик» (вятский), бежав из Нерчинска, долго жил, скрываемый местными властями, сначала в Хонхолое. потом в Куйтуне. Работал он вместе с женой Марфой (из семейских). научив ее искусству росписи. Заимствования у ссыльных их манеры письма, отдельных узоров, очевидно, имели место. Так, роспись Федоры Майковой заметно перекликается с росписью «Васеньки». Почти во всех селах района помнят художника Абрама Кармина, постоянно жившего сначала в Барнашеве, затем в Куйтуне. Большинство его росписей относится ко второй половине XIX в. Писал он крупным мазком. Основной его мотив — розы и листья, оттененные большим количеством густых белых в черных оживок, и, как дополнение, птицы со странно вытянутой подклювной частью головы и огромными глазами.

Жанровые сцены в росписях Забайкалья, как и Алтая, крайне редки. Нам только два раза встречалась роспись работы неизвестных мастеров с изображением животных и людей. Это сцена охоты в доме Т. И. Асташевой (с. Верхний Жирим) — пять охотников в черной и зеленой одежде (похожей на военную), с ружьями и рогатинами охотятся на медведей и тигра, и роспись в доме Ф. С. Филатова (с. Новый Заган), изображающая человека с кнутом, диких животных (козла, буйвола, леопарда, льва, сайгака, кабана), собаку и лошадь.

Очень важны культурные связи семейских с бурятами. Буряты часто строили дома для русских. Старики рассказывали, что до того, как к ним стали приходить мастера-строители из России, у них дома строили буряты, быстро освоившие русскую строительную технику.

Взаимовлияния русских и бурят прослеживаются и в росписи. Исследователь бурятского бытового искусства А. В. Тумахани считает, что растительно-цветочная роспись масляными красками у западных бурят зародилась во второй половине XIX в. под непосредственным влиянием росписей русских и украинцев Иркутской области (села Голуметь, Иреть, Бажей, Иваническое). А исключительная пышность росписей на ящиках, божницах и других предметах быта забайкальских (восточных) бурят, как полагает автор, развилась под влиянием орнаментального искусства буддийского Востока (Тибета, Китая и Монголии).

Но А. В, Тумахани не отмечает взаимосвязей забайкальских бурят и русских (семейских) в искусстве росписи, хотя они имели место. Семейские с уважением отзываются о бурятах-красильщиках Санжахе Суянове, Занхаряхе и его тесте Балдыныче из Красного Оронгая, мастере из Долги (имя неизвестно), росписи которых полюбились им. Расписные ансамбли «Балдыныча», выполненные на высоком художественном уровне, сохранились в Большом Куналее, Нижнем и Верхнем Жириме. Семейские говорят о нем, что это был настоящий мастер.

Расписывая на русский манер, буряты использовали особенности письма дацанской росписи, с которой, очевидно, были знакомы. Они иногда применяли известную им богатую тональность в переходах цвета. Но чаще причудливые формы цветов, плодов и листьев, подчеркнутые тонким контуром, изображались плоскостно. Характерны для них и изображения животных, выполненные в весьма своеобразной манере.

Однако, работая среди семейских, бурятские мастера не могли не заимствовать особенности русского письма. Это подтверждается сведениями А. В. Тумахани, а также нашими материалами.

Широкая связь семейских с выходцами из других областей и соседними народами, не вызывает удивления, хотя в литературе мы часто встречаем замечания относительно замкнутости и косности семейских. Сохраняя дедовские обычаи в быту, они не оставались равнодушными к достижениям своих соседей и охотно перенимали лучшее в способах ведения хозяйства, культуре, в то же время сохраняя и свои традиции. Известны культурные взаимовлияния алтайских старообрядцев с алтайцами и казахами.

Традиция украшать росписью жилище, мебель, предметы быта повсеместно сохранялась в первой половине XX в., постепенно затухая в 1940—1950 гг. Еще в 1938 г. М. А. Петров (с. Нижний Жирим) расписал потолок своего дома, изобразив звезды, серп и молот, цветы-розетки, листья, колосья и птиц (ласточек). М. О. Естифеева (с. Десятииково) в 1949 г. расписала стены просторных сеней-веранды традиционными вазонами.

Женщины-домохозяйки и в наше время нередко украшают свое жилище и предметы быта излюбленными мотивами. С настенными росписями у семейских связаны их представления о красоте, особенно в среде старшего поколения, и потому росписи в некоторых домах бережно сохраняются.

Но встречается и другая «современная» роспись, выполняемая в натуралистической манере, как подражание трафаретным и
книжным рисункам (С. Власов в с. Куйтун, Л. Курдюков в с. Десятниково). Характерна для современных семейских селений яркая, полихромная окраска дома и интерьера. Большое разнообразие и совершенство достигнуто окраске резных наличников и ставен. Сочетания двух-трех-четырех цветов стали обычными.

Роспись на гребне

Декоративность и условность в изображении растительных и животных мотивов, как и в расцветке, одинаково характерна для Забайкалья. Алтая, Севера и Центральных районов. Повсеместно распространенные мотивы вазона, букета в Забайкалье рисовали в виде пышного куста с симметричным, а чаще асимметричным расположением цветов и листьев, тогда как на Алтае они изображаются в вертикальном плане.

Мотивы тюльпана, розоподобного цветка, удлиненные и каплевидные листья в Забайкалье встречаются так же часто, как и на Алтае. Птицы, напоминающие гусей, уток, павлинов, располагаются, как правило, у подножья вазона по обе стороны его (иногда это самец и самка) или в листве. Фон забайкальских росписей светлый, чаще белый, тогда как на Алтае преобладают интенсивно красный и синий.

      

Необычайно богатые и многоцветные забайкальские росписи, гармонирующие с яркой традиционной одеждой и внутренним убранством жилища семейских, как уже говорилось, напоминают украинские. Помимо древних связей с украинским искусством, отмеченных выше, могло иметь место и более позднее влияние украинцев, приходивших в Забайкалье в числе тюменских мастеров. Возможны связи и с украинцами Иркутской области.

В Новой Бряне сохранились ковровые композиции на стенах домов Д. Т. Семенова и И. Казарикина, напоминающие «нилимовую». роспись украинцев. В другом доме гирлянды из листьев и плодов украшают передний угол и потолок над ним, как это делается на Украине. В доме А. М. Шипиной сохранился сундук, крышка которого была разрисована в 1910 г.; роспись уже стерлась, но на боковой стороне сундука сохранилась надпись «Новая Брянь Е. Т. Карпенко».

 

Мысль об украинском влиянии на сибирскую роспись была высказана еще в 1889 г. Д. А. Болдыревым-Казариным. Он отметил необычайную пышность и яркость росписи на «кутных заборках», не свойственную природе Сибири, но обычную для Украины. Это он объясняет усиленной колонизацией Сибири украинцами в конце XVII и первой половине XVIII в., а также влиянием украинских мастеров, выписанных митрополитом Ф. Лещинским в Тюмень и Тобольск для росписи монастырей, церквей и писания икон.

Таким образом, забайкальская роспись сложилась на основе древних традиций русской резьбы и росписи, под влиянием искусства росписи украинцев. Сложность состава семейских — выходцев из разных мест России — отразилась в какой-то мере на многообразии стилей их росписи. Сказались также и тесные связи с бурятами и пришлыми мастерами.

Дальнейшее изучение домовой росписи, как и всего декоративно-прикладного искусства семейских, поможет решению вопросов происхождения и путей развития русской домовой росписи и русского народного искусства.

Село Тарбагатай. Внешний вид дома семейских

 

 

 

Г.И. Ильина-Охрименко

 

Поделиться: