Женский костюм семейских. Описание А.М.Поповой, 1920-е

Анна Михайловна Попова — в 1920-е хранительница этнографического отдела Иркутского областного музея.

В 1925–1927 ею был предпринят ряд экспедиционных поездок в Забайкалье с целью этнографического изучения семейских старообрядцев. Эти экспедиции проходили при финансовой поддержке Бурят-Монгольского научного общества имени Доржи Банзарова. Кроме того, за помощью в собирании материала исследовательница обращалась к настоятелю тарбагатайской общины белокриницкого согласия о. Амвросию Федотову (будущему белокриницкому епископу Афанасию). В основном сбор материала осуществлялся на территории Тарбагатайского района Бурят-Монгольской АССР. В результате этой поездки в фондах Иркутского музея был сформирован новый «семейский» подотдел. Основные результаты полевого исследования были опубликованы в виде цикла статей в журнале «Бурятиеведение», а позже в виде отдельной книги.

 1

"...Женский «обряд» состоит из следующих частей. Внизу у женщин надета рубашка (рукава обычно цветные, без узора), будничная — ситец, сатин, праздничная — кашемир и шелк, с ситцевой становинкой. Поверх рубахи одет сарафан; в будни — ситцевый, сатиновый, в праздники — кашемировый или шелковый, цветной, яркий. с узорами; низ сарафана обшит лентами в два ряда или «биями» из материи обязательно другого цвета, чем сарафан, причем для крепости спереди и сзади с изнанки от верха до низа подбит полосами материи. На подоле широкая, в 35 см, подшивка. Под сарафаном на рубаху одета нижняя юбка, ситцевая, бумазейная и т.д. По талье, сверх сарафана, — пояс, тканный из шелка, ниток или шерсти. Пояс сделан очень хорошо, украшен геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку, на поясе, карман, в котором женщина хранит разные вещи: платочек, наперсток и т.д. Поверх сарафана «запон» — фартук, с грудкой, также цветной, по подолу украшенный лентами, или «биями». Запон покрывает переднюю часть сарафана и доходит до половины груди. На талии и около шеи он держится на шнурке или ленте. Поверх рубахи одет на цепочке или шнурке медный крест, запрятанный под запон. Вся грудь украшена, особенно в праздник, бусами, из которых семейские особено ценят «антари» — янтарные бусы. Цена янтарных бус в настоящее время очень высока, не менее 10–15 р. за нитку. На голову у замужней женщины, надета кичка, сшитая из стеганной материи в форме шляпы, имеющей впереди возвышение — рожок, к затылку же кичка понижается. В большинстве — передняя часть обшита бисером и «кучерями» из гусиных перьев, сзади к кичке одевается сшитый из позумента «назатыльник» или «подзатыльник» (хотя назатыльники чаще одеваются в праздник). Кичка покрывается шалью, атласной и кашемировой у молодых; и простым куском материи, обшитым кистями — у старых. «Раньше и старые носили атлас — хорошо жили, а теперь у молодых-та нету-ка», — говорила одна из семейских старух. Шаль завязывается углом, два конца ее перевязываются спереди и прячутся сбоку, два других конца падают на шею. Иногда молодежь украшает кичку поверх шали брошками и цветами. Во время холода женщины покрывают уши свернутым платком или шалью, концы которых торчат кверху, как уши, а средина задета за подбородок. В особо торжественных случаях надевается кокошник, шитый из позумента — вид широкой туфли, одевается прямо на кичку и покрывается с боков шалью. В настоящее время кокошник выходит из употребления, а раньше был необходимой принадлежностью каждой женщины и наравне с кичкой освещался при венчании в церкви. Дома, во время работы женщина носит «колмычку», т.е. шаль, повязанную без кички поверх головы, или же, как новшество, платки концами назад. На ногах «штиблеты» — ботинки, сапоги, или ичиги, а то и босиком. Из верхней одежды одевают курму или халатик. Курма — короткая одежда вроде жакета с клиньями, из плиса черного цвета, халат доходит до колен, рукава обыкновенно висят немного сзади. Надет он почти всегда «на распашку». Иногда, идя в церковь, надевают его на рукава. Шьется халат из разноцветной материи темно-зеленого, бордо и др. цветов, шелка, плиса и т.п. В церковь, в теплую погоду, женщины надевают шаль в роспуск, двумя концами завязывая под подбородком, а остальную часть спуская назад; почти до пят. Зимой же надевают меховые шубки, с меховым воротом и бекеши. Из украшений, кроме бус, носят серьги серебряные и медные, брошки, кольца, перстни и «печатки» — кольца в форме печати с украшением или инициалами. Перстни «печатки» и серьги в некоторых селах работают свои мастера (например, в Б. Куналее). Наряд девушек отличается от замужних только отсутствием кичек. Вместо нее девушки носят платки, завязанные концами назад, или же ходят без платка, простоволосые, а то носят «редики» — бумажные вязанные шали. В праздники, когда они идут в церковь, в молельный дом, одевают повязку, снизанную из бисера и нашитую на полосу из материи. Повязка обвязывается вокруг головы и спускается бисерными кистями на лоб. Обыкновенно повязка одета, «на гумашку», картон, вырезанный в форме кокошника и обернутый шалью, концы которой опускаются на спину, а верх головы остается открытым. Иногда девушки одевают шаль в роспуск на спину, тогда получается очень красивый убор, напоминающий грузинский. Как замужние, так и девушки носят на плечах шали; кроме того, у девушек украшений еще больше, чем у женщин, — вся грудь обвешана бусами. В будни, как замужние, так и девушки, носят сарафан, подоткнутый спереди так, что почти до колен видна нижняя юбка.

Женский семейский костюм производит очень красивое впечатление яркостью красок и рисунков. Особенно в праздники шелк, кашемир, атлас, самых разнообразных оттенков и цветов, пестреют на улицах и около домов..."

Верхнее фото: Семейские женщины в начале 20-го века. 

Нижнее фото: Праздничные гуляния в селе Надеино Тарбагатайского района Республики Бурятия. Начало 20-го века.

1

Поделиться: