РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ
Книжно-рукописная традиция забайкальских старообрядцев прошла в своем развитии несколько этапов. Первый: 60-е гг. XVIII — 3 четв. XIX вв. — время становления и формирования основных черт и локальных особенностей создания рукописей. От начала переселения за оз. Байкал до конца правления императора Александра I создавались в основном рукописи «служебного» характера для общественного и частного богослужения. В период царствования Николая I появляются эсхатологические рукописи ярко выраженной антицарской направленности. Во время правления Александра II начинают компоноваться сборники-конволюты, сохранившие для нас фрагменты ранних рукописей XVII — XVIII вв., привезенные с западных окраин Российской империи. Наиболее яркая черта третьего периода — явное развитие полемического направления в рукописной традиции, отражающее все более расширяющееся внутриконфессиональное расслоение в древлеправославии.
Второй этап датируется концом XIX — началом ХХ вв., от воцарения Александра III до про возглашения Манифеста 1905 г. и далее до 1917 г. Это этап качественных изменений: резко увеличилось количество печатных изданий, широкое распространение получают гектографы, создание которых староверы начали осваивать в последней четверти XIX в. Из Подмосковья в Забайкалье в 80-х гг. XIX в. стали приезжать писцы — профессионалы. После завершения строительства Транссибирской железнодорожной магистрали забайкальский регион «заполонили» богато украшенные крюковые певческие рукописи, сделанные на заказ в Москве и ее окрестностях — в подмосковных селах-центрах старообрядческого книгописания (в основном в Гуслицах). Возможно, именно эти факторы в комплексе повлияли на то, что местная рукописная школа в Забайкалье так и не сложилась, несмотря на период наибольшего благоприятствования.
Третий этап включает в себя советский и постсоветский периоды. Объединяют их качественно новые условия существования старообрядческой традиции в условиях господства атеистической идеологии и светской культуры. Старообрядческая книжно-рукописная традиция современного Забайкалья все больше упрощается.
ТИПОГРАФСКИЕ ИЗДАНИЯ
История печатания кирилловским шрифтом насчитывает пять столетий. До начала XIХ в. в общей сложности в свет было выпущено около 4-х тысяч изданий, из них более половины — в Москве, где монопольное право печатания книг кириллического шрифта принадлежало Печатному двору (с 1721 г. он назывался Синодальной типографией).
На старообрядческое книгопечатание оказали влияние московская и, отчасти, украинская и белорусская типографские традиции XV — начала XVII вв.
Старообрядческое книгопечатание возникло в начале XVIII в. и развивалось по двум направлениям: перепечатывание дониконовских изданий в типографиях, находившихся за пределами России и в униатских монастырях; организация собственных легальных и нелегальных типографий. Начало старообрядческого книгопечатания обычно связывают с выходом ряда изданий Могилевской типографии Максима Вощанки в начале XVIII в. По заказу старообрядцев здесь печатались Часовники и Псалтыри. Известно издание Псалтыри, вышедшее в Чернигове, в типографии Троицко-Ильинского монастыря (1717 г.).
Подлинный расцвет типографской деятельности старообрядцев наступил во второй половине XVIII — начале XIХ вв. Большую роль сыграли типографии униатского Свято-Троицкого монастыря (г. Вильно), типография Благовещенского монастыря (г. Супрасль), типография Успенского монастыря (г. Почаев). Параллельно с виленскими, почаевскими и супрасльскими изданиями были и такие, в выходных сведениях которых указывался г. Гродно: возможно, эти старообрядческие издания выходили в муниципальной типографии. Заказы выполнялись и в Варшаве, в типографии П. Дюфора. В середине 1780-х гг. появились первые собственно старообрядческие книгопечатни в стародубском посаде Клинцы (на территории современной Брянской области), организованные благодаря императорскому указу 15 января 1783 г. о вольных типографиях. Немалую роль в открытии типографий сыграло и покровительство новгород-северского генерал-губернатора П.А. Румянцева-Задунайского. В 1780-х гг. в Клинцах действовали типографии Д. Рукавишникова и Я. Железникова, немногим позже — типография Федора и Акима Карташевых. В конце 1780-х — 1790-х гг. в Яссах (а затем в Махновке) некоторое время московским купцом П.И. Селезневым содержалась книгопечатня, проданная в 1805 г. киевскому купцу Константину Колычеву, который перевез ее в местечко Янов Литинского уезда Подольской губернии. Книги для старообрядцев, печатавшиеся в разное время и в разных типографиях, составляли в совокупности единую старообрядческую традицию XVIII — начала XIХ вв.
Помимо перепечатывания московских дониконовских книг, старообрядческие типографы активно публиковали собственно старообрядческие произведения. Расцвет деятельности тайных старообрядческих типографий, давших более 200 изданий, опубликовавших целый ряд не издававшихся до этого произведений древнерусской литературы, привел также к ускорению решения вопроса об открытии единоверческой типографии, основанной в 1820 г. в Москве. Она официально занималась перепечатыванием «дониконовских» московских изданий «первых пяти патриархов» для использования их в храмовых богослужениях и распространения среди единоверцев. В начале ХХ в. в Москве после длительного перерыва было организовано несколько старообрядческих книгопечатен — при Преображенском богадельном доме, в Лялином переулке и др. Примерно в это же время получило широкое распространение издание полемической старообрядческой литературы способом гектографии, литографии и стеклографии.
ГЕКТОГРАФЫ
Новый, упрощенный, способ книгопечатания с помощью гектографа был изобретен в 1869 г. М. И. Алисовым.
Гектограф – особый печатный прибор для размножения текста и иллюстраций, состоящий из плоского ящика, заполненного ровным слоем студнеобразной массы толщиной около 5 мм (смесь желатина, глицерина и воды). Текст и иллюстрации, подлежащие размножению, наносят пером на бумагу специальными гектографическими чернилами, в состав которых входят анилиновый краситель, глицерин и спирт. Изготовленный таким образом оригинал прижимают к поверхности массы в гектографе, в результате чего изображение с бумаги передается на желатиновый слой. При последующем прижимании чистой бумаги к поверхности массы (так называемая «матрица»), на ней получаются отпечатки текста и иллюстраций. Общее количество оттисков, которое могло быть получено на гектографе, не превышало 100, после чего изображение на желатиновом слое вновь возобновляется.
Старообрядческие гектографированные издания занимают промежуточное положение между печатной и рукописной книгой. С печатной книгой эти издания роднит наличие тиража. Отличие же их состоит в том, что экземпляры тиража каждой такой книги не идентичны, так как техника печатания позволяла печатнику вносить, в каждый из экземпляров, любые изменения и исправления, последующий тираж мог существенно отличаться от предыдущего и его порой можно рассматривать как новое издание этой книги.
Старообрядческие гектографированные издания часто сохраняли древнюю рукописную традицию: копировался рукописный текст, часто без титульного листа, иногда с послесловием и датой издания, проставленной в конце издаваемого текста. В начале XX в. оригиналы ряда гектографированных изданий стали иногда печатать на пишущей машинке, чаще в изданиях стал использоваться титульный лист.
Наибольшее число бесцензурных старообрядческих гектографированных изданий появилось в свет в конце XIX в. – начале XX в., до октября 1905 г. После выхода правительственного манифеста о веротерпимости, разрешившим старообрядцам печатать свою религиозную литературу, количество новых гектографированных изданий сильно уменьшилось. С этого времени началось бурное развитие старообрядческой прессы, вытеснившей из обихода не только рукописную книгу, но и гектографированные издания. Определить дату появления гектографированных изданий можно по бумаге, на которой они печатались, так как большая её часть маркировалась штемпелями русских бумажных фабрик.
Поделиться: