Духовные стихи

Известно более 20 рукописных сборников, содержащих духовные стихи, а также несколько текстов стихов, представляющих собой самостоятельную рукопись. Большинство сборников — поздней рукописной традиции — датируется рубежом XIX — XX вв.

Репертуар выявленных текстов подразделяется на три основные группы: догматические, исторические, дидактические.

Наибольшее распространение у староверов получили стихи эсхатологического содержания, повествующие о человеческой смерти, кончине мира, Страшном суде, наказаниях за грехи: «Всяк человек», «Человек живет как трава растет», «Как на нынешнее время…», «Чюдная царица Богородица», «С другом я вчера сидел» и др. Большое распространение в эсхатологических стихах получил сюжетный мотив расставания души с телом. Обязательным сюжетным разделом эсхатологических образцов стало описание грехов, совершенных человеком в своей земной жизни.

Вторая группа стихов догматического характера содержит мотивы покаяния перед Господом, замаливания грехов, просьбу о прощении и милости, — «Стих об Ангеле-хранителе», «Среди самых юных лет вяну аки нежный цвет…».

Очень популярными были стихи, содержащие призыв к уходу из мира в ожидании его близкой гибели, — «пустынный» цикл — «Стих о пустыне», «Стих об Иоасафе» и др.

Вторую большую группу составляют нравоучительные притчи и стихи-рассказы с историческим содержанием из жизни старообрядчества и его толков: о разорении скитов, о преследовании старообрядцев, об отдельных старообрядческих учителях (например, об Андрее Денисове и др.), об идеях, служивших предметом раздора между отдельными толками (например, вопрос о браке и безбрачии). Зачастую эти тексты представляют собой стилизацию под устные стихи («О Борисе и Глебе», «Стих о разорении скитов соловецких»).

Рукописная традиция духовных стихов в Забайкалье сохранялась до середины XX в., однако расцвет её пришелся на рубеж XIX — XX вв. Наиболее распространенными были «Плач Адама», «Стих о Борисе и Глебе», «Кому повем печаль мою», «С другом я вчера сидел», «Взирай с прилежанием тленый человече», «Стих об Иосафе», «Стих о разорении скитов соловецких», «Прекрасная мати пустыня», «Стих о потопе», «Стих о блудном сыне».

Поделиться: