Старообрядчество Забайкалья в XX веке

В XX веке старообрядчество Забайкалья пережило три периода. Начало столетия оно встретило в рамках Российской империи, большую часть века развивалось в условиях советского государства, а закончило в Российской Федерации. Смена эпох носила революционный характер и радикально меняла атмосферу развития старообрядчества региона. Каждый из периодов имел свои достижения и противоречия, которые использовали и к которым вынуждены были приспосабливаться старообрядцы. Каждый из них дал ценный опыт сохранения и развития традиционной религиозной и народной культуры в новых условиях.

В начале XX в. старообрядцы оставались одной из самых бесправных групп населения. Под натиском Первой русской революции началась либерализация конфессиональной политики. Разрешительное законодательство 1905 — 1906 гг. дало старообрядцам гражданские права, позволило старообрядческим обществам легализоваться и получить новые перспективы развития. Семейские стали строить теперь уже официально разрешённые церкви, часовни и молитвенные дома. И если на рубеже веков старообрядческих зданий культа было 37, то к 1917 г. уже 83. Однако регистрировать свои общины и служителей семейские в подавляющем большинстве отказались. Это было вызвано аграрным характером региона и идущим от него традиционализмом местного старообрядчества. Когда же чиновники попробовали заставить их провести подобную регистрацию и завести метрику, возникло серьёзное напряжение, грозящее социальным взрывом. Тем не менее старообрядчество Забайкалья получило заметное общественно-религиозное развитие.

Революционные события семейские восприняли неоднозначно. В то время как немногочисленные белокриницкие стали предпринимать попытки политической самоорганизации для участия в выборах в Учредительное собрание, а радикальные темноверы решили, что пришли «последние времена», большая часть семейских заняла выжидательную позицию.

Более активную позицию местных старообрядцев заставила занять Гражданская война, которая расколола и без того сложное общество на противоборствующие лагеря. Рано или поздно местным старообрядцам пришлось выбирать между белыми и красными. В итоге часть оказалась в рядах белых армий и впоследствии в эмиграции. Однако большинство выступило на стороне красных. При этом наиболее активной частью местного общества стали солдаты, вернувшиеся с фронтов Первой мировой.

После завершения Гражданской войны российское общество получило ещё одно десятилетие относительного спокойствия. Временная слабость государства вела к относительной либерализации в годы НЭПа. Но на смену 1920-м пришли 1930-е годы, связанные с форсированной индустриальной модернизацией страны за счёт внутреннего ресурса. Последним выступило традиционное российское общество с деревенской цивилизацией в своей основе. А одной из состоятельных (во всех смыслах этого слова) частей этой цивилизации было старообрядчество. И семейский мир испытал на себе все перипетии мобилизационной и репрессивной системы. Несмотря на богатую традицию адаптации в условиях политических гонений, старообрядческие согласия и общины в это время начинают терять свой потенциал. Это было вызвано раскулачиванием, выселениями, арестами служителей культа и закрытиями храмов. Так, на территории Западного Забайкалья в тот период было арестовано 27 служителей культа. К 1941 г. оказались закрытыми все старообрядческие храмы.

Однако важнейшим фактором ослабления староверия стал наметившийся массовый отход молодёжи от традиционной культуры. Этому способствовала новая культурная и педагогическая система. Определённые послабления и всплеск религиозности в годы Великой Отечественной войны не изменили ситуацию, а выполнившие свой воинский долг воины в большинстве своём вернулись не такими традиционалистами, какими уходили на фронт.

Послевоенное развитие забайкальского старообрядчества связано с нарастающей интеграцией его в советское общество и попытками сохранить «старую веру». Несмотря на системную работу власти, направленную на полное вытеснение староверия из жизни населения, в каждой семейской деревне были свои уставщики. Они продолжали погружать младенцев и отпевать усопших, вместе с односельчанами, преимущественно пожилого возраста, регулярно собирались на общественную молитву в специально отведённых для этого домах. Делали всё, чтобы передать свои знания подрастающему поколению.

Поэтапный уход традиционного общества вёл к вымыванию традиционной старообрядческой культуры. Позиция власти и новое культурное строительство предполагало сохранение только народных элементов семейской культуры, воспроизводившихся на этнографических праздниках. Поэтому песенная народная традиция семейских приобрела эстрадные формы и дошла до наших дней, а религиозная традиция сохранилась в меньшей степени.

В постсоветский период ситуация заметно изменилась. Либерализация всех сторон жизни привела к возрождению религиозной традиции. В 1990-е гг. во многих семейских сёлах были открыты церкви, появились священники, религиозная жизнь заметно активизировалась. Также на качественно новый уровень вышла фольклорная деятельность, в рамках которой развиваются семейские ансамбли и хоры, проводятся этнографические праздники. Впервые в истории перед старообрядцами открылись большие возможности сохранения и развития всего культурного комплекса «старой веры». Но на этом пути есть несколько проблем. Первая — уже нет того старшего поколения, которое досконально знало и понимало «старую веру» и семейскую народную культуру. Вторая — невысокий уровень заинтересованности в познании и сохранении старообрядческой традиции со стороны людей среднего возраста и молодёжи. Между тем актуализацию бесценного опыта предков для современного общества трудно переоценить.

С.В. Васильева, д-р ист. наук, А.В. Костров, д-р ист. наук

 

Поделиться: