Старообрядчество в период 1960 — 1980-е гг.

Старообрядчество в период 1960 — 1980-е гг.

Официальным органом государственного контроля за деятельностью религиозных организаций в стране в 1960 — 1980- е гг. оставался Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1965 г. Совет по делам Русской Православной Церкви и Совет по делам религиозных культов были преобразованы в единый Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Советы по делам религий при Совмине Бурятской АССР представляли уполномоченные, на которых возлагалась основная работа по осуществлению контроля над местными религиозными организациями, в том числе и над старообрядческими общинами.

Уполномоченный периодически должен был отчитываться о мероприятиях, проведенных в регионах. Отдельным направлением работы была отчетность перед краевыми и республиканскими партийными органами. Например, ежегодно на имя секретаря Бурятского обкома КПСС с грифом «Секретно» подавалась справка «О состоянии и деятельности религиозных объединений на территории Бурятской АССР»: «...На территории Бурятской АССР в 1962 г. существует 4 зарегистрированных религиозных объединения: Буддийского вероисповедания — Иволгинский дацан, русские православные церкви в г. Улан-Удэ, Кяхте и старообрядческая церковь в с. Новый Заган Мухор-Шибирского аймака. Кроме них действуют несколько не зарегистрированных общин и групп, в частности, в городе Улан-Удэ существует несколько старообрядческих групп по 10 — 20 человек верующих преклонного возраста, в частности Заудой по ул. Производственной; Никольском поселке — ул. Коммунальная, 73, в доме сектантки Шурыгиной, уставщик Олейников В.П.; поселок Горького, ул. Мостовая, 40, у Гребенщикова, уставщик Борисов Ф. К., Советский р-он — пос. Лазо, дом 37, у Афанасьева Д.С., на батарейке и т.д. Помимо этого имеются несколько десятков старообрядческих общин в Бичурском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Селенгинском (пос. Ягодное), Прибайкальском (с. Исток), Заиграевском (с. Новая Брянь) районах, где действуют местные, не зарегистрированные уставщики и начетчики».

В отчете о работе уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров Бурятской АССР от 14 февраля 1961 г. сообщалось: «...В селе Новый Заган Мухор-Шибирского аймака по-прежнему продолжает свою религиозную деятельность старообрядческая церковь беглопоповского согласия, возглавляемая священником Симоновым Петром Семеновичем, который исполняет требы верующих в течение 10 лет. В последние годы Симонов обслуживает в основном религиозные требы верующих села Новый Заган. Приход здесь сравнительно небольшой, и треб проводится мало. Так, например, за 1961 г. проведено: крещений — 79, погребений — 19, панихид — 23, всеношных — 31, что значительно меньше предыдущих годов. Даже во время больших праздников, как пасха, троица, благовещение и др., бывают в церкви не более 100 человек преклонного возраста. Поэтому по данной церкви следует вести работу, направленную на ее закрытие.

Помимо этой общины, в основных старообрядческих районах имеется много незарегистрированных уставщиков, начетчиков и др. шарлатанов, которые занимаются религиозной деятельностью. Так, только в одной Бичуре (районный центр Бичурского р-на, более 10 тыс. населения) насчитывается 28 уставщиков, которых возглавляет наставник Перелыгин Давыд Сафронович.

В селе Хонхолой Мухор-Шибирского аймака проживает фанатик Варфоломеев Петр Андреевич, который запрещает замуж двум своим сестрам. Не дает жениться двум своим взрослым сыновьям. Он не признает электричества и радио — нечистая сила. Членам семей не разрешает ходить в кино и на вечера самодеятельности.

Такие же уставщики орудуют и в других селах Мухор-Шибирского аймака: Болонев Ми хей (с. Верхний Сутай); Шурыгин Артамон (с. Калиновка); темноверцы Архипов Андрей, Филиппов Сергей и Платонов Кузьма (с. Новый Заган), которые уговаривают своих единоверцев воскресить старые обряды и моления.

Для улучшения антирелигиозной работы в основных старообрядческих районах — Бичурском, Мухор-Шибирском, Тарбагатайском и Октябрьском г. Улан-Удэ организованы клубы атеистов, которые уже начали вести воспитательную работу среди верующих старообрядцев».

С 1969 г. почти во всех районах БурАССР были созданы комиссии содействия исполкомам Совета депутатов трудящихся по соблюдению законодательства о религиозных культах. В фондах Национального архива РБ отложились интересные документы о работе таких комиссий при Мухоршибирском и Бичурском райисполкомах. В одном из отчетов было отмечено, что в районе взяты на учет все бывшие служители культа, проводится с ними работа и контроль за их деятельностью, взяты на учет так называемые «святые места» («обо»), проводится работа по разъяснению Законодательства о культах и Конституции СССР о свободе совести. Уполномоченные Совета, описывая богослужебную практику в старообрядческих селах Бичурского аймака, подчеркивали факты сохранения религиозных атрибутов у коммунистов и комсомольцев: «...молитвенных домов не имеют, а собираются небольшими группами, главным образом в своих домах и обслуживаются самими верующими. Что касается наличия икон у комсомольцев, то об этом и говорить не приходится. Все комсомольцы, живущие совместно с родителями, имеют иконы. Похороны, крещения и другие религиозные праздники во многих случаях проводятся с уставщиками. ...Крещение своих детей с ношением крестиков производят даже члены КПСС. Из 65 коммунистов не имеют икон только 24 члена, а у 41 члена КПСС иконы имеются».

С.В. Васильева

 

Поделиться: