Древлеправославие в 2000-е гг. XX в.

Древлеправославная церковь в Бурятии


Древлеправославие как конфессия в РФ на 1 января 1985 г. насчитывала 337 религиозных объединений, на 1 января 1990 г. – 379, в 1995 г. — 240.

Поклонный крест Аввакуму, с. Посольск


В республике количество зарегистрированных древлеправославных общин было: 3 — в 1994 г., 4 — в 1995, 6 — в 1996, 7 – в 1999 — 2006 гг., 8 — в 2010 г., 11 — в 2015 г.


Старообрядчество исторически не было единым церковно-религиозным движением. Эта разъединенность сохраняется и присутствует на каноническом уровне и выражается в формировании самостоятельных церковно-административных митрополий. В Бурятии сегодня древлеправославие представлено двумя иерархиями.

Владыка Сергий, епископ Сибирский Русской Древлеправославной Церкви


Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ). С середины XIX в. по 1988 г. носила другое название — Древлеправославная церковь Христова (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию). Бытовое название этого общества — Белокриницкое (или австрийское) согласие. Новое наименование Церкви было установлено в 1988 г. на Освященном соборе на Рогожском кладбище (Москва). Старообрядческие приходы Белокриницкой церкви Бурятии входят в состав обширной Новосибирской и всея Сибири и Дальнего Востока епархии. Приверженцы Белокриницкого согласия в Бурятии официально представлены двумя зарегистрированными приходами — в с. Тарбагатай и УланУдэ (Верхнеудинская старообрядческая община). Незарегистрированные действующие общины: Десятниково, Нижний Жирим, Вахмистрово (Тарбагатайский район), Ягодное (Селенгинский район).


Русская Древлеправославная церковь – официальное название потомков беглопоповцев, не принявших в 1846 г. Белокриницкую иерархию, но 4 ноября 1923 г. создавших свою митрополию в России (РДЦ). На Соборе 1924 г. был учреждён Главный Церковный Совет – высший духовный орган Русской Древлеправославной Церкви. В 1963 г. ГЦС был преобразован в Высший Духовный Совет Русской Древлеправославной Церкви, который с июля 1972 г. стал называться Советом Древлеправославной Архиепископии. В июне 1996 г. этот Совет, в свою очередь, был реорганизован в Совет епископов Русской Древлеправославной Церкви.

В юрисдикцию РДЦ входят приходы на территории России, в странах СНГ и за рубежом. Кафедра Первосвятителя Русской Древлеправославной Церкви несколько раз перемещалась, что было обусловлено притеснениями со стороны Советской власти. В 1923 г. она располагалась в Саратове, с 1924 по 1955 гг. — в Москве, с 1955 по 1963 гг. — в Куйбышеве (ныне Самара), далее до 2000 г. — в городе Новозыбкове Брянской области. Освященный Собор 2000 г. постановил возвратить резиденцию в Москву. Освященный Собор 2002 г. принял постановление о восстановлении в Древлеправославной Церкви Патриаршества.

Древлеправославная Архиепископия Новозыбковской иерархии (беглопоповцы) в республике представлена местными религиозными организациями, входящими в состав Сибирской епархии РДЦ. Резиденция Сибирской епархии находится в г. Улан-Удэ. Последователи новозыбковского направления в республике насчитывают 5 зарегистрированных приходов: в честь Рождества Христова (Улан-Удэ), в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Бичура), в честь святителя Христова Николы (с. Куйтун), в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Новый Заган), в честь святителя Христова Николы (с. Тарбагатай). С 2001 г. начинается активизация религиозной жизни и в Сибирской епархии Русской Древлеправославной Церкви. Растет число приходов, открываются новые часовни и храмы. Сегодня последователи РДЦ ждут открытия кафедрального храма Рождества Христова, строительство которого начато в 2008 г. Торжественная закладка камня и освящение места будущего храма совершено в присутствии и по благословению патриарха Русской Древлеправославной Церкви Московского и Всея Руси Александра в 2007 г.

Торжественное мероприятие по закладке камня в фундамент будущего кафедрального храма Рождества Христова на ул. Ткацкой, г. Улан-Удэ, 2007 г.


Без регистрации действуют приходы: старообрядческая община с. Сутай Мухоршибирского района, старообрядческий приход с. Хасурта Хоринского района, древлеправославный приход с. Шаралдай Мухоршибирского района, сел Окино-Ключи, Бичура, Новосретенка Бичурского района, п. Вахмистрово Тарбагатайского района, п. Турка Прибайкальского района, п. Николаевск (бывш. Спиртзавод) и др.

С.В. Васильева

Поделиться: