27.11.2023

Храмы

Практически сразу после своего водворения на территорию Забайкалья семейские стали налаживать свою церковную жизнь. Поначалу богослужение велось по домам, однако иногда удавалось построить молельный дом, как это было сделано в 1775 г. в Мухоршибири, или даже часовню, как это было сделано в 1788 г. в Урлуке. Постройка часовен и тем более церквей была сопряжена с большими трудностями. Несмотря на это, в 1794 г. семейские написали прошение на разрешение построить свою церковь и вести в ней богослужение по своим книгам. Тогда построить церковь не разрешили, но они продолжили организовывать молельные дома и строить часовни. Так, в 1801 г. часовня была построена в Савичах. Позже администрация, уступая напору верующих, пошла на некоторые уступки, и в 1809 — 1813 гг. в крупных семейских сёлах были построены старообрядческие часовни «с колокольнями, куполами и крестами». Такие часовни появились в Шеролдае (1809 г.), Тарбагатае (1810 г.), Десятниково (1811 г.), Бичуре (1813 г.) и Нижнем Жириме (1817 г.). Также часовни были в сёлах Новая Брянь, Харауз, Никольское, Хасуртинское и две — в Окино-Ключах. Несмотря на выход в 1826 г. запрещающего правительственного манифеста, старообрядцы находили возможности его обходить. Так, в 1829 г. в Куйтуне «самовольно раскольниками» был построен молитвенный дом, а в Хонхолое часовня. В 1834 г. в Бурнашёво была построена часовня «без колокольни с билом и крестом». В Куналее в 1833 г. «с дозволения» окружного начальника Протопопова была построена старообрядческая церковь с колокольней и «с тремя главами». Тем не менее начавшееся похолодание в конфессиональной политике сказалось и на жизни семейских. В 1837 г. была закрыта часовня в Нижнем Жириме, а в 1839 г. местное чиновничество предприняло акцию, направленную на снятие со старообрядческих часовен крестов и колоколов. Сначала был снят колокол с часовни беспоповцев в с. Окино-Ключи, а в ночь на 3 февраля 1839 г. заседатель Петров приехал в Шеролдай (ныне Шаралдай), чтобы снять кресты и колокола с местной старообрядческой часовни. В ответ на это старообрядцы сняли и спрятали колокола. После безрезультатных поисков заседатель закрыл и запечатал часовню. Через день он запечатал часовню в Мухоршибири. Также были запечатаны часовни в сёлах Нижнежиримском и Бурнашёвском. Позже шеролдайские старообрядцы, руководимые своим уставщиком Захаром Суменковым, «самовольно распечатали» часовню. Их примеру последовали старообрядцы с. Мухоршибирь, что привело к крайнему недовольству начальства. Всего, согласно статистическим отчётам местных чиновников, в Верхнеудинском округе на момент 1839 г. у старообрядцев было 14 часовен, 7 молитвенных домов и 1 церковь. Наряду с подсчётом явных зданий культа, чиновникам было не под силу учесть количество «секретных молелен», о существовании которых писали сами миссионеры. Например, одна была в доме тарбагатайского уставщика Ивана Чебунина, а другая — в доме пестерёвского старовера Федота Заиграева.

А.В. Костров

 

Поделиться: