Начальником противораскольнической миссии за Байкалом с 1879 по 1884 гг. был назначен архимандрит Михаил, бывший афонский подвижник, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря. Михаил приложил много сил и стараний для приведения монастыря в порядок и для ведения миссионерской работы среди старообрядцев. Его беседы со старообрядцами были частыми и поучительными и иногда способствовали переходу их из раскола в единоверие. Начальники противораскольнической миссии, настоятели Троицкого Селенгинского монастыря, регулярно совершали поездки по подчиненным ему территориям. В 1857 г. за одну поездку от Селенгинского Троицкого монастыря и далее до Иркутска, Бичуры, Чикойского монастыря и обратно было преодолено 656 верст. Интересные данные он представил в отчете за 1892 г.: «… перечень раскольничьих селений по Верхнеудинскому округу. Это Надеино, Старая Брянь, Новая Брянь, Тальцы, Унэгэтей, Хасурта, Погроминское и Беклемишево… по Читинскому тракту в одну сторону от Тарбагатая, затем по другую: Бурнашово, Жирим, Шариха, Ширалдай, Окино Ключи, Маргинтуй, Сачуга и Гутай. Во всех этих селениях проживало от 35 до 40 тыс. душ старообрядцев обоего пола». Несмотря на серьезные усилия, миссия не достигла ожидаемых успехов. В XIX в. староверы оказывали активное сопротивление насаждению единоверия, организованно протестовали против притеснений, арестов священников, опечатывания часовен и нелегально поддерживали устои и правила староверия. Причины категорического несогласия староверов с единоверцами, неподчинения властям кроются не столько в «бунтарском духе» старообрядцев, сколько в недальновидной политике правительства, чьи чиновники вмешивались в духовные дела. Церковные же власти оказывались практически не у дел, использовали слишком грубые методы, неприемлемые для миссионерской деятельности среди защитников староверия, и в результате терпели поражение. Подобную пораженческую практику испытал игумен Серафим.
С.В. Васильева
26 апреля 1884 г. назначение на должность начальника Забайкальской противораскольнической миссии и настоятеля Селенгинского Троицкого монастыря получил от Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского получил архимандрит Иринарх . Работа миссии была организована по нескольким направлениям. Во-первых - периодические объезды территории миссии, во время которых проводились увещательные беседы с раскольниками. Во-вторых - решение вопроса об обеспечении причтов церквей образованными и грамотными священнослужителями, подбор служителей в единоверческие церкви и приходы. В-третьих - забота о развитии образования среди населения, для чего решался вопрос об открытии церковно-приходских школ и училищ.
В отчете за 1887 г. отец Иринарх сообщал архиепископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину, что с 1 января 1887 г. и по 26 марта 1888 г. им были совершены три поездки по миссии. Первая поездка была совершена 14-го октября 1887 г. до села Бичуры. Цель поездки – представить прихожанам бичурской Успенской единоверческой церкви нового священнослужителя – отца Феодора Курышева. Феодор Курышев был рекомендован на эту должность за свои способности “вести с глаголемыми старообрядцами” беседы .
Вторая поездка была совершена в течение более длительного времени с 16 декабря 1887 г. по 13 января 1888 г. “в областной город Читу по делам вверенного мне монастыря”, а также для решения вопроса об открытии единоверческого прихода на Ингоде. Прихожане трех приходов – Николаевского, Тыргитуйского и Новодоронинского передали Иринарху приговоры своих обществ о том, где строить храм, а где молитвенный дом или часовню. Донесение об этих приговорах было представлено для дальнейшего решения Вениамину, архиепископу Иркутскому и Нерчинскому, так как разрешение на строительство церквей и часовен давал именно он.
Третья поездка архимандрита Иринарха длилась с 1 по 26 марта 1888 г. и была самой сложной в этот отчетный год. Он посетил следующие селения: Барахоев, Кочен, Красный Яр, Ширгожин, Савичи, Урлук, Чикойский монастырь, Хилкотой, Малую Кудару, Бичуру, Мухоршибирь, Хараузское селение,Ширалдай, Заган. В большинстве сел архимандрит встречался с прихожанами и проводил с ними беседы, которые касались вопросов об обычаях и обрядах святой церкви, “о ладе душевном, о постном времени как о времени очищения себя покаянием”, о таинстве причащения . Как отмечалось в отчете, “старообрядцы слушали внимательно, благодарили за посещение и доброе слово, обещали подумать, посоветоваться о принятии священства”. И далее архимандрит Иринарх сделал вывод, что старообрядцы “стали сознавать свое состояние, мало оправдывают, не укоряют”. Отношение старообрядцев к господствующей православной церкви стало более терпимым, но это еще не означало, что они согласны принять ее и присоединиться к ней. В конце отчета, как положительный результат своих поездок, архимандрит Иринарх отметил, что в Тарбагатайской единоверческой церкви удалось присоединить 4 души в 1886 г. и в 1887 г. – 8 душ. Всего 12 душ были присоединены из раскола в единоверие.
С.В. Бураева
Поделиться: