Старообрядчество Бурятии в условиях трансформации современного общества

 

Одной из фундаментальных проблем мирового сообщества выступает проблема сохранения, возрождения, трансляции и популяризации традиционной этнической культуры. Решение проблемы для таких полиэтнических государств, как Россия, видится в организации этнокультурного образования, предполагающего освоение традиционной культуры в межнациональном культурном контексте «Восток - Запад».
Старообрядцы — одна из немногих ветвей русского народа, которая сохраняет лицо Русской земли. Проживая в каждом регионе России, они хранили и хранят русские духовно-нравственные и культурные традиции. Не случайно старообрядчеству в последние десятилетия уделяется столь пристальное внимание во всем мире.

В настоящее время старообрядцы расселились почти по всем континентам земли. Они компактно проживают в более 20 странах мира. Их преданность вере отцов, их умение уживаться со всеми народами, где бы они ни оказались, достойны удивления и подражания. И не случайно один из лучших современных русских писателей, наш земляк Валентин Распутин сказал проникновенные слова благодарности старообрядчеству за то, что оно, сохраняя русскую культуру, защищает Отечество.

Современное этнокультурное образование представляет собой синтез традиций, исторического опыта и новых веяний в областях жизнедеятельности россиян. Примером может служить изучение истории старообрядцев – семейских Бурятии, в которой непрерывность и преемственность многих составляющих элементов старообрядческой культуры всегда сочетались с региональными особенностями, сформировавшимися в результате исторических миграций старообрядцев и контактирования с другими народами, их жизнедеятельности в иноконфессиональном и иноэтническом окружении.
Семейские Бурятии - этноконфессиональная группа русского народа, которая сохраняет устои, традиции и обычаи, уходящие своими корнями в начало формирования русского этноса.

Особенностью старообрядчества в Бурятии в ХХI веке является то, что оно функционирует в условиях поли- и этноконфессиональности. Возрождение древлеправославия нашей республики приходится на самые кризисные годы – 1993-2001 гг. Этот период характеризуется ростом числа верующих, наибольшей активностью прихожан.

Либерализация всех сторон жизни привела к ренессансу религиозной традиции. В 1990-е гг. во многих семейских селах отстроены и открыты церкви, появились священники, религиозная жизнь заметно активизировалась. На качественно новый уровень вышла фольклорная деятельность, в рамках которой развиваются семейские ансамбли и хоры, проводятся этнографические праздники. Может быть, впервые в истории перед старообрядцами открылись такие большие возможности сохранения и развития всего культурного комплекса «старой веры».

Надо отметить и тот факт, что в начале XXI в. старообрядцы-семейские стали заметным явлением общественной жизни Республики Бурятия, представляя собой не только культурно-исторический феномен, но и пример активного сотрудничества с органами государственной власти.

Примером этого можно считать проведение I съезда семейских (1993 г.), где были сформулированы основные концептуальные подходы, приняты основополагающие документы, избран на демократической основе руководящий орган - вече

В 1997 г. первый президент Республики Бурятия Л. В. Потапов, выступая на первом съезде народов Республики Бурятия, отметил: «Специальным разделом республиканской программы должны быть меры, направленные на возрождение и развитие семейских, которые представляют собой отдельную этнографическую единицу в составе русского народа. Семейские Забайкалья имеют специфические особенности в языке, культуре, быту, в традициях и образе жизни, в форме хозяйственной деятельности, художественного промысла. Возродить и развивать лучшие черты жизни семейских с учетом новых условий, новых требований — наша задача».

С 2001–2006 гг. в Бурятии действовала республиканская целевая программа «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских», на основании которой Министерством образования и науки Республики Бурятия издало приказ «О введении в образовательно-воспитательное пространство школы программного курса этнического образования «История и культура семейских Забайкалья» как часть национально-регионального компонента государственного стандарта образования».

В 2001 г. в Париже духовная культура семейских была провозглашена ЮНЕСКО «шедевром устного нематериального культурного наследия человечества».

7 августа 2015 г. при поддержке правительства и общественности Республики Бурятия прошел всероссийский этнофорум «Всестарообрядческий съезд», в котором приняли участие старообрядцы из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Отличительной чертой этнофорума стало участие в его работе патриарха Московского и всея Руси Русской древлеправославной церкви Александра (Калинина) и митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилия (Титова), представителей старообрядческих общественных и религиозных организаций.

На этнофоруме была принята резолюция, в которой было отмечено, что реальность российской образовательной культуры начала XXI в. представляет собой уникальное сочетание образовательных культур и ценностей, а культура старообрядцев выступает в качестве важнейшей духовной основы российской цивилизации, обеспечивающей ее целостность и национальную полиэтничную идентичность.

Одним из важнейших мероприятий этого форума стало проведение VI Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи», которая в Бурятии собрала ученых не только России но ближнего и дальнего зарубежья в третий раз .

Необходимо отметить, что учёные собираются в Бурятии не случайно: ни в одном другом регионе России это направление не изучается и не преподается в учебном курсе университета , начальной и средней школы так активно, как у нас в республике.

Это связано с тем, что старообрядчество в Бурятии представлено во всех её направлениях: в религии, в материальной культуре, в фольклоре, в языке; и классический университет обеспечивает их компетентное изучение.

Сегодня, в республике проведена большая работа по изучению и сохранению традиционной культуры семейских в дошкольных, школьных и высших учебных заведениях. Впервые была создана определенная система по изданию и распространению учебно-методического комплекта, сформировано образовательное пространство, систематизированы усилия педагогов республики по вопросам изучения и сохранения традиционной культуры семейских.

В 2021 году при поддержке Главы и правительства Республики Бурятия была утверждена Концепция и государственная республиканская подпрограмма «Сохранение и развитие традиционной культуры старообрядцев в Республике Бурятия на 2022 – 2026 гг.

Программа включает три больших блока мероприятий, таких как :

1.Сохранение культурного наследия старообрядцев (семейских) Забайкалья.
2. Стимулирование развития народного творчества.
3. Общественно-значимые мероприятия.

Таким образом, достигнутые результаты в этой области позволили создать в Бурятии объективные предпосылки для того, что бы стать регионом транслятором старообрядчества России.

Васильева С.В.

Поделиться: