Концепция государственной политики Республики Бурятия по поддержке развития этнокультурного образования семейских

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Концепция государственной политики по поддержке развития этнокультурного образования семейских, проживающих на территории Республики Бурятия (далее — Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений государственной политики по поддержке развития этнокультурного образования семейских, проживающих на территории Республики Бурятия.
2. Концепция разработана в целях определения приоритетных направлений государственной политики Республики Бурятия по поддержке развития этнокультурной самобытности семейских как жителей Республики Бурятия и граждан России, повышения их социокультурного уровня и национально-культурного самоопределения, гармонизации этнокультурных и общественных процессов, межнациональных и этноконфессиональных отношений и формирования позитивного образа Республики Бурятия.
3. Концепция основывается на принципах демократического развития, служит основой для оптимизации процесса этнокультурного образования семейских, проживающих на территории Республики Бурятия.
4. Концепция разработана на основе Конституции Российской Федерации (1993 г.), Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.) Федерального закона N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (1996 г.), Указа Президента РФ N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (2012 г.), Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Содержание Концепции соотносится со «Стратегией социально-экономического развития РБ до 2025 года» в части осмысления современного состояния, проблем и перспектив развития этнокультурного образования семейских, проживающих на территории Республики Бурятия.
Содержание Концепции коррелирует с нормативно-правовыми актами правительства и Народного Хурала Республики Бурятия.
Задачи Концепции:
- актуализация развития этнокультурного образования семейских, проживающих на территории Республики Бурятия, в соотнесении с демократическими тенденциями развития национальных и этноконфессиональных отношений в России;
- акцентирование необходимости сохранения и упрочения коллективного исторического сознания как ведущего этносоциального фактора этнокультурного образования семейских Республики Бурятия;
- определение перспектив формирования этнокультурной идентичности семейских, проживающих на территории Республики Бурятия, в соотнесении с российской идентичностью как многонациональной, гражданской и патриотической;
- обоснование роли семейских Республики Бурятия в упрочении межнационального взаимодействия, профилактике межнациональной напряженности и конфликтов, в практическом миротворчестве;
- определение ресурсов и консолидация усилий республиканских органов государственной и исполнительной власти, власти муниципальных районов компактного проживания семейских, образовательных организаций и организаций культуры, неправительственных и некоммерческих общественных организаций, фондов, бизнес-структур по поддержке развития этнокультурного образования семейских, проживающих на территории Республики Бурятия;
- повышение мотивации граждан, проживающих в районах компактного расселения семейских, к сохранению этнокультурной идентичности;
- реализация основных направлений этнокультурного образования семейских в рамках основных образовательных программ в содержании предметных областей школьного курса «История», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка», а также во внеурочной и внеклассной деятельности по реализации концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, в подготовке и осуществлении научно-исследовательских проектов;
- консолидация усилий системы общего образования РБ и российских и зарубежных научно-образовательных центров по развитию этнокультурного образования семейских, укреплению их профессиональных связей, развитию академического обмена.

2. Семейские Республики Бурятия в региональных историко-культурных и современных общественных процессах

Одной из фундаментальных проблем мирового сообщества выступает проблема сохранения, возрождения, трансляции и популяризации традиционной этнической культуры. Решение проблемы для таких полиэтнических стран, как Россия, видится в организации этнокультурного образования, предполагающего освоение традиционной культуры в межнациональном культурном контексте «Восток - Запад».
Современное этнокультурное образование представляет собой синтез традиций, исторического опыта и новых веяний в областях жизнедеятельности россиян. Примером может служить изучение истории семейских, в которой непрерывность и преемственность многих составляющих элементов старообрядческой культуры всегда сочетались с региональными особенностями, сформировавшимися в результате исторических миграций старообрядцев и контактирования с другими народами, их жизнедеятельности в иноконфессиональном и иноэтническом окружении.
Семейские - этноконфессиональная группа русского народа, которая сохраняет устои, традиции и обычаи, уходящие своими корнями в начало формирования русского этноса. Исследователи выделяют три источника появления семейских в Забайкалье. К первому относились представители русского населения, которые на момент раскола проживали в крае, остались при «старой вере». Ко второму потоку относились староверы, которые самовольно бежали в Сибирь, считая, что контроль государства здесь был более слабым. К третьему принадлежали ссыльные старообрядцы, которых приводили в регион как поодиночке, так и большими группами. К такой группе можно отнести старообрядцев-семейских, «водворенных» на территорию Забайкалья в 60-е гг. XVIII в., которые в силу своей многочисленности, сплоченности и яркой культуры в дальнейшем составили компактный ареал старообрядцев Байкальского региона.
Планомерное заселение Забайкалья семейскими-старообрядцами происходило по Указу Екатерины II со второй половины XVIII в. в русле российской государственной геополитики. Старообрядцы были сосланы в Сибирь и стали невольными участниками процесса колонизации Забайкалья, понимаемого в исторической науке как земледельческое освоение. Возложенные на семейских правительством задачи освоения Забайкалья и создания в нем устойчивого хлебопашества были с честью выполнены.
В настоящее время старообрядцы расселились почти по всем континентам земли. Они компактно проживают в более 20 странах мира. Их преданность вере отцов, их умение уживаться со всеми народами, где бы они ни оказались, достойны удивления и подражания. И не случайно один из лучших современных русских писателей, наш земляк Валентин Распутин сказал проникновенные слова благодарности старообрядчеству за то, что оно, сохраняя русскую культуру, защищает Отечество.
Старообрядцы — одна из немногих ветвей русского народа, которая сохраняет лицо Русской земли. Проживая в каждом регионе России, они хранили и хранят русские духовно-нравственные и культурные традиции. Не случайно старообрядчеству в последние десятилетия уделяется столь пристальное внимание во всем мире. У семейских сохранилась традиционная система детского воспитания, до 1930-х годов в местах компактного проживания семейских действовали свои школы, которые впоследствии были закрыты или национализированы.
В 1997 г. первый президент Республики Бурятия Л. В. Потапов, выступая на первом съезде народов Республики Бурятия, отметил: «Специальным разделом республиканской программы должны быть меры, направленные на возрождение и развитие семейских, которые представляют собой отдельную этнографическую единицу в составе русского народа. Семейские Забайкалья имеют специфические особенности в языке, культуре, быту, в традициях и образе жизни, в форме хозяйственной деятельности, художественного промысла. Возродить и развивать лучшие черты жизни семейских с учетом новых условий, новых требований — наша задача».
В 2001 г. в Париже духовная культура семейских была провозглашена ЮНЕСКО «шедевром устного нематериального культурного наследия человечества».
7 августа 2015 г. при поддержке правительства и общественности Республики Бурятия прошел всероссийский этнофорум «Всестарообрядческий съезд», в котором приняли участие старообрядцы из многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Отличительной чертой этнофорума стало участие в его работе патриарха Московского и всея Руси Русской древлеправославной церкви Александра (Калинина) и митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилия (Титова), представителей старообрядческих общественных и религиозных организаций.
На этнофоруме была принята резолюция, в которой было отмечено, что реальность российской образовательной культуры начала XXI в. представляет собой уникальное сочетание образовательных культур и ценностей, а культура старообрядцев выступает в качестве важнейшей духовной основы российской цивилизации, обеспечивающей ее целостность и национальную полиэтничную идентичность.
3 июля 2016 г. в Москве прошла международная старообрядческая конференция, на которой произошел обмен опытом старообрядцев разных регионов России и зарубежья. Федор Иванович Кирилле, профессор из Бухареста, поделился своими достижениями по организации школьного образования старообрядцев-липован Румынии. В общеобразовательных школах Румынии в местах компактного проживания старообрядцев уже более 10 лет преподаются базовые предметы традиционной культуры русских-липован, такие как «История и традиции русских-липован», старославянский язык, крюковое (знаменное) пение, русский язык и др.
Вышеизложенное свидетельствует о нарастающей мировой тенденции организации этнокультурного образования.

3. Современное состояние этнокультурного образования семейских
Республики Бурятия

В настоящее время этноконфессиональная группа семейских составляет около 200 тысяч, или 20% населения республики. В Бурятии семейские компактно проживают в Бичурском, Заиграевском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Селенгинском, Кижингинском, Хоринском, Кяхтинском районах, городе Улан-Удэ и дисперсно по всей республике. Семейские также компактно проживают в Красночикойском районе и дисперсно в большинстве районов Забайкальского края. Общие проблемы и задачи по воспитанию детей у семейских Республики Бурятия со старообрядцами Алтайского края, Республики Алтай и Усть-Цилемского района Республики Коми.
В 2001–2006 гг. в Бурятии действовала республиканская целевая программа «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских», в рамках которой Министерством образования и науки Республики Бурятия 8 декабря 2005 г. был подписан приказ № 963 «О введении в образовательно-воспитательное пространство школы программного курса этнического образования "История и культура семейских Забайкалья" как часть национально-регионального компонента государственного стандарта образования».
В 2015 г. по распоряжению Народного Хурала Республики Бурятия ГАО ДПО РБ Бурятским республиканским институтом образовательной политики (БРИОП) был проведен анализ современного состояния этнокультурного образования детей семейских, по результатам которого было выяснено, что в 25 общеобразовательных школах Республики Бурятия в рамках школьного компонента преподается история и культура семейских. Основная проблема заключается в отсутствии единых требований к разработке программ, учебных пособий.
Общество культуры семейских Республики Бурятия выступило с инициативой разработки и подготовки к изданию на базе БРИОП учебно-методического комплекта по истории и культуре семейских Бурятии. В настоящее время создана рабочая группа по подготовке УМК для образовательных школ в местах компактного проживания семейских. В июле 2015 г. БРИОП, Общества семейских и Бичурского районного управления образования был издан сборник «Образовательные программы педагогов дошкольного и дополнительного образования детей по истории и культуре семейских Бичурского района Республики Бурятия».
В 2016 г. Обществом культуры семейских РБ, БРИОП, МБОУ ДО «Бичурским ДДТ» при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы РБ, с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных учреждений был проведен конкурс учебно-методических материалов по истории и культуре семейских среди образовательных организаций Республики Бурятия. По результатам конкурса были определены лучшие программы, которые были изданы в сборнике «Образовательные программы педагогов по истории и культуре семейских Республики Бурятия».

4. Основные направления и противоречия в организации этнокультурного образования семейских РБ

Современное образование находится в состоянии интенсивного развития и вместе с тем пристального внимания со стороны социума, педагогической и родительской общественности. Одна из составляющих инновационной деятельности организаций общего и дополнительного образования детей — реализация этнокультурного образования. Данное направление призвано отражать национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации и предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей и культурой своего народа.
Эффективное решение проблемы механизмов трансляции традиционной культуры семейских возможно только на основе комплексного подхода, взаимодействия властных и общественных структур на региональном уровне государственной власти. Назрела необходимость объединения усилий общества и государства, которые способны дать мощный импульс образовательной, культурной и просветительской деятельности по сохранению культуры семейских в русле единой региональной культурной политики. Сегодня важным представляется выстраивание новой стратегии, позволяющей эффективно «проращивать» традиционную народную культуру в современную жизнь.
В этой связи возникает необходимость создания единого образовательного пространства, в рамках которого возможно не только выработать общие подходы к определению содержания национально-региональной части государственного образовательного стандарта, организации образовательного процесса и единых критериев оценки качества образования, но и гармонизировать отношения между народами, обеспечить сохранение и развитие традиционной культуры семейских.
В этой связи организация этнокультурного образования семейских призвана удовлетворить запросы общества и способствовать реализации воспитания детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов.
Организация этнокультурного образования семейских необходима на всех ступенях обучения от дошкольного и до уровня среднего и среднего профессионального образования.

5. Приоритетные направления государственной поддержки развития этнокультурного образования семейских

В настоящее время перед Россией стоит ряд серьезных проблем, определяющих во многом сложность как экономического, так и внутриполитического состояния страны. Следует выделить три ключевых направления, конструктивные усилия в которых могут существенным образом исправить ситуацию: преодоление разобщенности общества, оздоровление значительной части населения и повышение общего культурного уровня.
Современное общество нуждается:
- в духовных ориентирах, способствующих постижению логики культурного развития;
- в изучении и освоении механизмов, которые определяют тот или иной сценарий культурного развития общества;
- в национальной и личностной самоидентификации, в наличии духовных скреп, обусловливающих чувство причастности к единому народу, к России, к отечественной культуре и уважение к культуре других народов;
- в создании условий для формирования позитивного мироощущения и мировоззрения.
Механизмом, который влияет на нравственное здоровье нации и который требует действенной государственной поддержки, является разработка и реализация государственной программы поддержки развития этнокультурного образования семейских Республики Бурятия. Вовлечение 20% населения в этнокультурное образование, организация работы кружков, секций, студий в данном направлении окажут существенное влияние на общий культурный уровень населения региона.
При планировании государственной поддержки развития этнокультурного образования семейских РБ следует исходить из того, что это направление деятельности является гарантией развития региона и страны в целом, гарантией ее независимости, территориальной целостности, высокого международного авторитета. Только высокий уровень традиционной культуры народа может обеспечить высокие результаты в развитии науки, промышленности, образования, здравоохранения, обороноспособности, в поддержании и развитии патриотизма.
Концепция является ориентиром для системы общего образования Республики Бурятия в сохранении этнокультурной самобытности семейских, расширении их межкультурной коммуникации, а также для упрочения взаимодействия с органами местного самоуправления, органами власти и управления Республики Бурятия по вопросам изучения, сохранения и развития культурно-исторических традиций семейских Республики Бурятия.
В соответствии с общими тенденциями межэтнических и этноконфессиональных отношений в Республике Бурятия Концепция определяет меры и направления государственной поддержки развития этнокультурного образования семейских Республики Бурятия и векторы повышения эффективности образовательной деятельности, а именно:
- сохранение и развитие культурно-исторических традиций семейских Республики Бурятия, соотнесение их с современными демократическими этнополитическими процессами в Республике Бурятия и Сибирском федеральном округе;
- пропаганда исторического, культурного и духовного наследия старообрядцев Республики Бурятия, его вклада в развитие духовного потенциала населения Республики Бурятия;
- укрепление духовной общности, гражданского единства с народами, проживающими в Республике Бурятия, упрочение российской гражданской идентичности;
- взаимодействие со старообрядческими национально-культурными организациями других регионов РФ, за рубежом и содействие развитию их связей;
- осуществление информационного обеспечения реализации основных направлений образовательного процесса по изучению, сохранению и развитию культурно-исторических традиций семейских Республики Бурятия в средствах массовой информации;
- использование в национально-культурном самоопределении современных форм и методов, техник и технологий (участие в конкурсных, грантовых программах, в проектной деятельности);
- усиление социальной ориентации деятельности РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» в отношении таких групп воздействия, как дети, молодежь, неполные семьи, люди с ограниченными возможностями и др.;
- активизация воздействия на молодежные общественные организации и расширение рядов молодежного актива по изучению, сохранению и развитию культурно-исторических традиций семейских Республики Бурятия;
- популяризация роли и распространение знаний об истории и культуре семейских Республики Бурятия.
Реализация настоящей Концепции призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению гражданского самосознания, этнокультурному развитию семейских, обеспечению безопасности, правопорядка и политической стабильности в современном обществе, а также росту престижа семейских в Республике Бурятия.

6. Первоочередные меры государственной поддержки по реализации
Концепции

Государственная поддержка этнокультурного образования семейских Республики Бурятия носит долгосрочный стратегический характер, требует соответствующего ресурсного обеспечения. Настоящая Концепция призвана придать этой деятельности целенаправленность и системность, что в итоге позволит Республике Бурятии активизировать и вывести на качественно новый уровень этнокультурные, социокультурные, общественные процессы, межнациональные и этноконфессиональные отношения и сформировать позитивный образ Республики Бурятия и России.
Государственная поддержка этнокультурного образования необходима для реализации следующих первоочередных мер:
1. Проведение мониторинга содержания образования национально-регионального компонента в части изучения и освоения культурно-исторических традиций семейских, проживающих на территории Республики Бурятия, его соответствие ведущим дидактическим принципам научности, системности и последовательности. Необходима работа по обобщению, анализу и систематизации учебно-методического комплекса по изучению и освоению культурно-исторических традиций семейских Республики Бурятия.
Требуется также анализ передового позитивного опыта реализации данного компонента в современной образовательной практике; выявление, изучение и распространение эффективных образовательных методик и практик по изучению и развитию культурно-исторических традиций семейских, проживающих на территории Республики Бурятия.
Результаты мониторинга должны быть положены в основу разработки проекта основной образовательной программы школы в части определения содержания национально-регионального компонента.
2. Проведение в районах компактного проживания семейских и за их пределами крупномасштабных комплексных акций и мероприятий, направленных одновременно на распространение, поддержку изучения, популяризацию культуры и традиций семейских.
3. Разработка и реализация основной образовательной программы (далее — ООП) школы, предусматривающей в рамках национально-регионального компонента систематическое и последовательное изучение культурно-исторических традиций старообрядцев, проживающих на территории Республики Бурятия.
Реализация ООП должна производиться с использованием как традиционных образовательных технологий, так и активного внедрения дистанционных образовательных технологий.
4. Разработка концепции и создание УМК по изучению в предметных областях школьного цикла культурно-исторических традиций семейских, проживающих на территории Республики Бурятия. Привлечение к этой деятельности педагогов, имеющих положительный практический опыт реализации данного направления, методистов муниципальных методических служб, регионального учебно-методического объединения, ученых, занимающихся исследованиями в области истории и культуры семейских.
5. Организационное, научно-методическое сопровождение педагогических работников и образовательных учреждений образовательного процесса по изучению культурно-исторических традиций семейских. Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе культурно-исторических традиций старообрядцев. Совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дошкольного и общего уровней образования с целью подготовки их к реализации нового содержания национально-регионального компонента образования.

7. Механизмы реализации Концепции

Эффективность реализации Концепции обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью организаций-операторов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Концепцией.
В качестве инструмента реализации настоящей Концепции может быть разработана дорожная карта.
1. Аппаратом Главы Республики и депутатами Народного Хурала разрабатывается комплекс мер по реализации государственной политики в организации этнокультурного образования, определяются необходимые ресурсы и механизмы.
2. Министерство образования и науки Республики Бурятия разрабатывает общую стратегию и осуществляет координацию деятельности по изучению, сохранению и развитию культурно-исторических традиций семейских РБ.
3. Региональное учебно-методическое объединение:
- во взаимодействии с экспертным сообществом разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать эффективность мер по реализации задач Концепции;
- вырабатывает рекомендации по наиболее эффективным направлениям деятельности.
4. Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы РБ осуществляет контроль за ходом реализации настоящей Концепции, о чем представляет ежегодные аналитические доклады.
5. В целях совершенствования форм и методов этнокультурного образования семейских и реализации настоящей Концепции привлекаются республиканские образовательные организации, общественные организации и объединения, средства массовой информации, а также бизнес-структуры.
6. Организациями — операторами реализации настоящей Концепции выступают РОО «Общество культуры семейских РБ», ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет». Их деятельность дополняют национально-культурные центры в районах республики, действующие на базе образовательных организаций, культурно-просветительские центры и т. п.
Реализация настоящей Концепции может осуществляться также путем заключения договоров с учебными заведениями, различными общественными объединениями.
Корректировка положений Концепции осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга.

8. Информационное сопровождение реализации Концепции

Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Концепции может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.
Информационное сопровождение реализации Концепции предполагает осуществление следующих мер:
а) информирование общественности через СМИ и электронные ресурсы о ходе реализации Концепции;
б) подготовка, издание и распространение не реже одного раза в год аналитического доклада «Семейские Бурятии», отражающего состояние изучения, сохранения и развития культурно-исторических традиций семейского населения Республики Бурятия;
в) поддержка издания и распространения методических публикаций, адресованных преподавателям, осуществляющим реализацию содержания национально- регионального компонента в части изучения, сохранения и развития культурно-исторических традиций семейского населения Республики Бурятия;
г) совершенствование существующих электронных ресурсов справочно-информационного, научного, учебного, методического характера и обеспечение доступа к ним;
д) информационное сопровождение реализации Концепции должны оказывать республиканские средства массовой информации через увеличение числа специальных передач, анонсов деятельности, новостных выпусков по заявленной тематике, в том числе посредством интернет-ресурсов.

9. Финансовое обеспечение реализации Концепции

Финансовое обеспечение реализации Концепции предполагается осуществлять на основе государственного финансирования, интеграции ресурсов партнерской сети и механизмов коммерческой поддержки, включая бюджетные субсидии, гранты, привлеченные инвестиции, спонсорские средства, иное, не противоречащее законодательству РФ.

10. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Ожидаемые результаты реализации Концепции и показатели ее социально-экономической эффективности разрабатываются в соответствии с системой целевых параметров и индикаторов. По прогнозным оценкам, к концу 2020 г. реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих социально-экономических результатов:
- разработка и внедрение учебно-методического комплекса для уровней дошкольного и основного общего образования по изучению культурно-исторических традиций семейских, проживающих на территории РБ;
- техническое, учебно-методическое и организационно-содержательное обеспечение образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации образовательного процесса по изучению культурно-исторических традиций семейских, проживающих на территории РБ;
- совершенствование системы дополнительного профессионального образования;
- обеспечение системы издания и доведения до образовательных организаций учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по истории и культуре семейских Бурятии;
- обеспечение мер всесторонней поддержки образовательным организациям по подготовке и проведению мероприятий, направленных на повышение популярности и престижа, увеличение количества различных конкурсов, олимпиад по истории старообрядчества, в том числе с участием представителей районов компактного проживания семейских Бурятии.

 

Концепция обсуждена и одобрена на Конференции «Сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия на 2017-2020 годы» педагогов и общественности, а также на Круглом столе Общественной палаты Республики Бурятия 8 ноября 2016 г. в Бурятском республиканском институте образовательной политики (БРИОП) г. Улан-Удэ.

Поделиться: