Программа курса лекций для высшей школы «История Русской древлеправославной церкви в Бурятии»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение.
План лекции
. Задачи и необходимость выбора данного курса.
2. Современные теоретические проблемы по истории старообрядчества.
3. Степень изученности и источниковая база проблемы.

Литература
Миловидов В. Ф. «Старообрядчество в прошлом и настоящем» / В. Ф. Миловидов. – Москва, 1969.

Поздеева И. В. «Традиции и новации в истории, культуре и жизни русского старообрядчества» / И. В. Поздеева // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». – Улан-Удэ, 2007. – С. 13 – 21. Розанов В. В. «Психология русского раскола» / В. В. Розанов // «Религия. Философия. Культура»: сб. ст. – Москва, 1992. – Т. 1. – С. 47 – 92.
Петрова Е. В. «Социокультурная адаптация семейских Забайкалья: этносоциологический анализ»: учебно-методическое пособие / Е. В. Петрова. – Улан-Удэ, 1999. стр.
Петрова Е. В. «Современное Забайкальское старообрядчество: этносоциологический анализ»: учеб.-метод. пособие / Е. В. Петрова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. – 135 с.
Васильева С. В. «Феномен старообрядчества в исследованиях ученых бурятского государственного университета: основные итоги и перспективы» / С. В. Васильева // «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»: тез. науч.-практ. конф. (Торунь, 25 – 28 июня 2008 года). – Торунь, 2008. – С. 85 – 89.

Задания для самостоятельной работы студентов
Назовите основные научные центры изучения старообрядчества в России и за рубежом.
Перечислите современные теоретические проблемы изучения старообрядчества в России и за рубежом.
Выделите основные этапы в историографии изучения старообрядчества России и Забайкалья.
Понятийно-терминологический комментарий
Конфессиональная толерантность. Духовная безопасность. Традиционные религии. Нетрадиционные меньшинства. Национальное самосознание. Этнические и религиозные конфликты.


Тема 2. Раскол Русской православной церкви
План лекции
1. Обзор вероисповедной ситуации.
2. История возникновения раскола, его особенность. Нововведения митрополита Никона. Взгляды и деятельность Протопопа Аввакума. Старообрядчество и сектантство. Единоверие.
3. Духовные центры старообрядчества в России (Выговская пустыня, Ветка, Стародубье, Иргиз).
Литература
Бонч-Бруевич В. Д. «Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX века» / В. Д. Бонч-Бруевич // Избранные атеистические произведения. – М.,1973.
Никольский Н. М. «История русской церкви» / Н. М. Никольский. – М.,1985.
Миловидов В. Ф. «Старообрядчество в прошлом и настоящем». – М., 1969.
Клибанов А. И. «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем» / А. И. Клибанов. – М., 1978.
Шахов М. О. «Философские аспекты староверия» / М. О. Шахов. – М.: Третий Рим, 1997.
Клибанов А. И. «История религиозного сектантства в России» (60-е гг. XIX – 1917 год) / А. И. Клибанов. – М., 1965. – 348 с.
Артемьев А. Р. «Протопоп Аввакум в Забайкалье» / А. Р. Артемьев // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII – XIX вв. – Владивосток: ДВО РАН, 2003. – Т. 4. – С. 43 – 63.
Долотов А. «Старообрядчество в Бурятии» / А. Долотов // «История и культура семейских Забайкалья»: хрестоматия. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2007.– Ч. 2. – С. 20 – 32.
Арзуманов И. А. «Теоретико-правовые аспекты функционирования старообрядческих институтов Забайкалья в контексте государственно-идеологических императивов» / И. А. Арзуманов // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Материалы V междунар. науч.- практ. конф. ( Улан-Удэ, 31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 46 – 56.
Костров А. В. «Старообрядческие съезды 1909 года в Нижнем Новгороде и Москве и забайкальские беглопоповцы») / А. В. Костров // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 85 – 89.
«Белокриницкое согласие» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: // www.staroobryad.nm.ru/
«История и культура старообрядчества» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: // heritage.eunnet.net/oldbelief/
«Старообрядчество в дореволюционной России» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://aII-photo. ru/tempIes/index.ru.html

Задания для самостоятельной работы студентов
1. Ответить на следующие вопросы:
Как складывалась религиозная ситуация в России в преддверии церковного раскола XVII века?
Назовите основные причины противоречий между Аввакумом и Никоном.
Каковы причины появления первых духовных старообрядческих центров?
Что общего между следующими понятиями: древлеправославный христианин, старовер, старообрядец, «раскольник».
Дайте определение понятиям: «духовные христиане», «молокане», «духоборы», «скопцы».

Понятийно-терминологический комментарий
Нововведения Никона, Ветка, Стародубье, Иргиз, старовер, поповцы, беспоповцы, единоверие, часовня, уставщик, начетчик, лестовка, подрушник, киот, складень, иконостас, пелена, нательный мужской и женский крест, гайтан.

Тема 3. Старообрядческая миграция как тип конфессионального поведения
План лекции
1. Старообрядчество России: направление миграционных потоков и расселения. История расселения старообрядцев на территории Восточной Сибири. Освоение Якутии и Дальнего Востока. Проблемы адаптации в новых условиях.
2. Община русских липован в Буковине. Староверы Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония). Старообрядческая диаспора Южной Америки (Аргентина, Уругвай, Чили, Боливия). Староверы Польши, Румынии Болгарии и Молдавии. Старообрядческие общины в Манчжурии, Китае (Хайлар, Харбин).

Литература
1. Сморгунова Е. «Проблема диаспоры, или расселение русских староверов» / Е. Сморгунова // «Русские староверы за рубежом»: труды по русской и славянской филологии. Новая сер. 4: «Лингвистика». – Тарту, 2000.
2. Смилянская Е. Б. «Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура» / Е. Б. Смилянская, Н. Г. Денисов. – М.: Индрик, 2007. – 432 с.
3. Васильева С. В. «Общее и особенное старообрядцев Забайкалья и Республики Беларусь» / С. В. Васильева // Седьмая Дальневосточная конференция молодых историков. – Владивосток, 2001.
4. Васильева С. В. «Процесс колонизации Бурятии и освоение новых земель старообрядцами» / С. В. Васильева // «Народы Центральной Азии на пороге XXI века»: Тез. и матер. междунар. конф. – Улан-Удэ, 1997.
5. Васильева С. В. «Расселение и миграция староверов Забайкалья в ХII – XIX вв.» / С. В. Васильева // «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока: история и современность». – Владивосток, 1999.
6. «Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки»: Сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Н. Покровский, Р. Моррис. – Новосибирск, 1992. – 320 с.
7. Барановский В. «Староверие Балтии и Польши: краткий исторический и библиографический словарь» / В. Барановский, Г. Поташенко. – Вильнюс, 2005.
8. Очерки по истории и культуре староверов Эстонии. – Тарту, 2007.
9. «Липоване: история и культура русских-старообрядцев». – Одесса, 2004. – Вып. 1.
10. «Липоване: история и культура русских-старообрядцев». – Одесса, 2005. – Вып. 2.
11. Табак И. В. «Русское население Молдавии: численность, расселение, межэтнические связи» / И. В. Табак. – Кишинев, 1999.
12. Бачинский А. Д. «Некрасовские поселения на нижнем Дунае и Южной Бесарабии» / А. Д. Бачинский // Материалы по археологии Северного Причерноморья. – Одесса, 1971.
13. Аргудяева Ю. В. «Старообрядцы на Дальнем Востоке России» / Ю. В. Аргудяева. – М., 2000. – 365 с.
14. Болонев Ф. Ф. «Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики» / Ф. Ф. Болонев. – Барнаул, 2000.
15. Болонев Ф. Ф. «Старообрядцы Забайкалья в XVIII – ХХ вв.» / Ф. Ф. Болонев. – М., 2004. – 352 с.
16. Долитский А. «Древняя Россия в современной Америке: старообрядцы на Аляске» / А. Долитский // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Материалы III междунар. науч. конф. (Улан-Удэ, 26 – 28 июня 2001 года). – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001 год. – С. 273 – 278.
17. Данилко Е. С. «Общие особенности распространения старообрядчества в нерусской среде на территории Урало-Поволжья» / Е. С. Данилко // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Материалы V междунар. науч.- практ. конф. (Улан-Удэ, 31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 90 – 96;
18. Пыкин В. М. «К вопросу о времени поселения в Забайкалье старообрядцев-семейских» / В. М. Пыкин // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 140 – 146;
Моррис Ричард «Старообрядческие общины Америки) (Электронный ресурс)/ Ричард Моррис.: http://www. yamalinfo.ru/fest/doklad/morris.htm
«Костромской старообрядец» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.kosnet.ru/~mikmedia/
«Польские старообрядцы» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.philipponia.republika.pl.
«Русские староверы в Эстонии» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.starover.ee/.
«Нижегородское старообрядчество»: Разделы – «Летопись ИРиСК», «Архив», «Скиты», «Труды», «Фольклор» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://irisk.vvnb.ru/Kray.htm
«Белокриницкое согласие на Украине» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.staroobryad.nm.ru/. «Русская старообрядческая диаспора в странах дальнего зарубежья: генезис, формирование и современное положение» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.staroobrad.ru/modules.php

Задания для самостоятельной работы студентов
1. Ответить на следующие вопросы:
Определите направления миграционных потоков старообрядцев России.
Назовите даты и пути следования первой и второй «выгонки».
Перечислите и укажите на карте Бурятии села компактного проживания старообрядцев – семейских.
Дайте характеристику зарубежным старообрядческим центрам.

Понятийно-терминологический комментарий
Страна Беловодье, поморы, липоване, некрасовцы, кержаки, кулгуры, семейские, синьзянцы, адаптация, ареал компактного проживания.

Тема 4. Основные догматы и особенность обрядовой стороны религиозных верований старообрядцев
План лекции
1. Особенности религиозного мировоззрения старообрядчества. Поповщина и беспоповщина.
2. Толки и согласия старообрядцев России и семейских Забайкалья. Эволюция и динамика численности последователей разных согласий.
3. 3. Культовая деятельность уставщиков и начетчиков. Богослужение и иконография. Атрибуты литургии старообрядцев.
Литература
1. Клибанов А. И. «История религиозного сектантства в России» (60-е гг. XIX – 1917 год) / А. И. Клибанов. – М., 1965. – 348 с.
2. Болонев Ф. Ф. «О некоторых элементах мировоззрения старообрядцев Забайкалья» / Ф. Ф. Болонев // Очерки социально-экономической и культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1972. – С. 87 – 99.
3. Мотицкий В. П. «Старообрядчество Забайкалья: Прошлое и настоящее» / В. П. Мотицкий. – Улан-Удэ, 1976. – 80 с.
4. Белецкий П. «Забайкальские раскольники» / П. Белецкий // Сибирский сборник. – 1901. Вып. 1.
5. Васильева С. В. «Верования старообрядцев Забайкалья»/ С. В. Васильева // «Народы Центральной Азии на пороге ХХI века»: Материалы междунар. практ. конф. – Улан-Батор: Изд-во Монгольского с.-х. ун-та, 1997. – С. 124 – 135.
6. «Житие протопопа Аввакума» и другие его сочинения». – М.: «Советская Россия», 1991. – С. 27 – 84.
«Беловодье» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.belovodije.com/
Информационная страничка старообрядцев города Свободный (Амурская область) (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.vasstok.pochta.ru/svoboda_ staroobrad.html
Страница храма во Имя Покрова Пресвятыя Богородицы Русской православной старообрядческой церкви города Хабаровска (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.starover-hab.by.ru/

http://www.vasstok.pochta.ru/hab__staroobrad.html Информационная страничка хабаровских старообрядцев (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www. vasstok.pochta.ru/hab__staroobrad.html
Sans Racines. «Русь Православная» (Приморский край, город Большой Камень, редактор Елисеев Е. Е.) (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www. bezkornej.narod.ru/index.htm

Паничев А. «О старообрядческой цивилизации в Приморье» (Электронный ресурс) / А. Паничев. – Режим доступа: http://www.fegi.ru/PRIM0RYE/RELIG/ panich2.htm

Иллюстрированный сайт «Польские старообрядцы». На польском и немецком языке (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.philipponia.republika.pl

Задания для самостоятельной работы студентов
1. Ответить на следующие вопросы:
Сравните понятия «древлеправославие» и «православие».
В чем разница между поповским и беспоповским направлениями старообрядчества?
Объясните причину появления толков и согласий старообрядцев и семейских Забайкалья?
Дайте характеристику динамики численности забайкальского старообрядчества по толкам и согласиям.

Понятийно-терминологический комментарий
Литургия, духовный наставник, федосеевцы, филипповцы, самокрещенцы, бегуны (странники, нетовцы, приемлющие таинства, темноверы), Белокриницкая метрополия, Новозыбковская метрополия.


Тема 5. Вероисповедная политика государства и старообрядчество России
План лекции
1. Государственно-правовое регулирование положения религиозных организаций в Российской империи.
2. Эволюция методов воздействия на «раскольников». Роль МВД в формировании механизма сыска, полицейского контроля и наказании раскольников.
3. Создание сети особых секретных учреждений «Секретный совещательный комитет по делам раскольников.
4. Изменение политики государства по отношению к старообрядчеству в 1870 – 1917 гг. Указ «Об укреплении начал веротерпимости» и «О порядке образования и действия старообрядческих общин и отделившихся от православия сектантов» 1905 – 1906 гг.
5. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди староверов Забайкалья.

Литература
1. Ершова О. П. «Развитие законодательной системы в области раскола в 50 – 60-е годы XIX века» / О. П. Ершова // «Старообрядчество: история, культура, современность». – М., 1995. – Вып. 2. – С. 26 – 31.
2. Ершова О. П. «Роль Министерства внутренних дел в формировании политики в отношении старообрядчества в середине XIX века» / О. П. Ершова // «Старообрядчество: история, культура, современность». – Вып. 4. – М., 1995. – Вып. 4. – С. 9 – 18.
3. Дулов А. В. «Взаимоотношения светских и духовных властей Сибири (1806 – 1860 гг.)» / А. В. Дулов // «Иркутская область в панораме веков»: Материалы науч.- практ. конф. – Иркутск, 1997. – С. 55 – 57.
4. Лобанов В. Ф. «Старообрядческие волнения в Забайкалье в начале 40-х гг. XIX века» / В. Ф. Лобанов // Известия Сибирского отделения АН СССР. – 1985. – № 14, вып. 3. – С. 43 – 48.
5. Васильева С. В. «Власть и старообрядцы Забайкалья (XVII – нач. XX вв.)» / С. В. Васильева. – Улан-Удэ: Издво Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 86 – 128. 6. Гусейнова Т. Н. «Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья (XVIII – начало ХХ вв.)». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ. – 2007. – С. 256.

Задания для самостоятельной работы студентов
1. Ответить на следующие вопросы:
Составьте хронологическую таблицу правового регулирования положения старообрядцев в Российской империи.
Опишите состав Иркутского Секретного совещательного комитета.
Перечислите мероприятия, подтверждающие политику ослабления в отношении старообрядчества.

Понятийно-терминологический комментарий
«Правила о выборах старообрядцев на общественные должности при купеческих и мещанских выборах». Собрание постановлений по части раскола. Указ «Об укреплении начал веротерпимости» и «О порядке образования и действия старообрядческих общин и отделившихся от православия сектантов» 1905 – 1906 гг. Всероссийские съезды старообрядцев. Союз старообрядческих начетчиков. Старообрядческая народная академия. Московский старообрядческий учительский институт.

Тема 6. Церковно-административное управление старообрядчеством
План лекции
1. Оформление старообрядческих иерархий. Белокриницкая иерархия в России. Зарубежные епархии.
2. Иерархические и церковно-общественные деятели старообрядчества.
3. Образование Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока старообрядческой епархии.
Литература
1. Мельников Ф. Е. «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» / Ф. Е. Мельников. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. – 557 с.
2. Вурфгарт С. Г. «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря» / С. Г. Вурфгарт, И. А. Ушаков. – М., 1996.
3. Васильева С. В. «Тарбагатай – Харбин. Духовная эстафета» / С. В. Васильева, С. В. Бураева // «Православный Китай»: науч.-практ. конф. конф. – Благовещенск, 2002.
4. Бураева С. В. «Рукописное наследие забайкальских старообрядцев» / С. В. Бураева. – Улан-Удэ, 2006. – 239 с.
5. Лобанов В. Ф. «Формирование и деятельность старообрядческих общин в Приамурском крае во второй половине XIX века» / В. Ф. Лобанов // «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока, история и современность: местная традиция, русские и зарубежные связи»: Материалы науч.-практ. конф. – Большой Камень, 1997. – С. 38 – 44.
6. «Староверие в документах» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://starover.boom.ru/index.html 7. «Современное древлеправославие» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://staroobrad.ru/и http:// staroobrad.ru/index.php
8. «Благовест» – древлеправославный староверческий журнал (Электронный ресурс). – Режим работы : - http:// www.blagovest.info/
9. Основы вероучения древлеправославной поморской церкви (Электронный ресурс). – Режим работы: http://www.blagovest.info/addition/priadd/verouth/move. html.
10. «История и культура древлеправославной поморской церкви: Исторический обзор. История древлеправославного староверия. Хронограф. Выговская пустынь. Соловецкая обитель. Словарь от «А» до «Я» (Электронный ресурс). – Режим работы: http://www. blagovest.info/addition/priadd/dictionary/A.html

Задания для самостоятельной работы студентов
Ответить на следующие вопросы:
Почему в России задерживалось появление старообрядческих митрополий?
Перечислите зарубежных старообрядческих иерархов.
Почему эмиграция староверов за пределы России продолжается по сегодняшний день?
Почему епископ Афанасий Федотов был канонизирован?

Понятийно-терминологический комментарий
Белокриницкая митрополия. Начетничество, миссионерство, братства. Духовная эстафета «Тарбагатай – Харбин».


Тема 7. Материальная и духовная культура старообрядцев
План лекции
1. Жилища: Архитектура крестьянских поселений семейских. Планировка, внутреннее убранство и обстановка. Домовая роспись и орнаментика.
2. Одежда: коллекции одежды старообрядцев семейских Забайкалья. Ткани и художественное оформление женского костюма.
3. Домашние промыслы и ремесла: Гончарство, прядение, ткачество, бондарство, металлообработка.
Литература
Аргудяева Ю. В. «Семья и быт старообрядцев Приморья (конец XIX – начало ХХ в.)» / Ю. В. Аргудяева // «Культура Дальнего Востока XIX – XX вв.». – Владивосток, 1992. – С. 159 – 170.
Аргудяева Ю. В. «Старообрядцы Дальнего Востока России» / Ю. В. Аргудяева. – М., 2000.
Болонев Ф. Ф. «Русские. Культура и быт семейских Бурятии в дореволюционное время» / Ф. Ф. Болонев // Очерки истории культуры Бурятии. – Улан-Удэ, 1972. – Т. 1. – С. 188 – 206.
Болонев Ф. Ф. «Планировка, внутреннее убранство и обстановка жилища русского населения Забайкалья. (XIX – начало ХХ вв.)» / Ф. Ф. Болонев // «Историкоархитектурный музей под открытым небом». – Новосибирск, 1980. – С. 70 – 77.
Болонев Ф. Ф. «Прядение, ткачество и вязание у семейских Забайкалья (XIX – начала ХХ вв.)» / Ф. Ф. Болонев // «Этнография Северной Азии». – Новосибирск: Наука, 1980. – С. 139 – 163.
Болонев Ф. Ф. «О гончарстве русского населения Забайкалья» / Ф. Ф. Болонев // «Этнография народов Сибири». – Новосибирск, 1984. – С. 30 – 39.
Болонев Ф. Ф. «Значение и особенности пушного промысла и рыбной ловли русского населения Забайкалья в XVIII – нач. ХХ вв.» / Ф. Ф. Болонев // «Памятники быта и хозяйственного освоения Сибири». – Новосибирск: Наука, 1989. – С. 163 – 186.
Болонев Ф. Ф. «Месяцеслов семейских Забайкалья. Праздники в числах» / Ф. Ф. Болонев. – Новосибирск, 1990.
Болонев Ф. Ф. «Старообрядцы Забайкалья в XVIII – ХХ вв.» / Ф. Ф. Болонев. – Новосибирск, 1994. – 148 с.
Болонев Ф. Ф. «Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики» / Ф. Ф. Болонев. – Барнаул, 2000.
Болонев Ф. Ф. «Старообрядцы Забайкалья в XVIII – ХХ вв.» / Ф. Ф. Болонев. – М., 2004. – 352 с.
Ильина-Охрименко Г. И. «Народное искусство семейских Забайкалья XIX – XX вв.» / Г. И. ИльинаОхрименко // «История и культура семейских Забайкалья»: хрестоматия. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2007. – Ч. 2. – С. 33 – 71.
Маковецкий И. В. «Архитектура русского народного жилища Забайкалья» / И. В. Маковецкий // «История и культура семейских Забайкалья»: хрестоматия. – УланУдэ: Бэлиг, 2007. – Ч. 2. – С. 72 – 87.
Тарусская М. Г. «Коллекция расписной утвари и одежды семейского населения». / М. Г. Тарусская // «История и культура семейских Забайкалья»: хрестоматия. – УланУдэ: Бэлиг, 2007. – Ч. 2. – С. 104 – 119.
Калашникова Т. С. «Традиционная культура потребления пищи и питья у семейских периода XVIII – XX вв. (из полевых материалов автора) / Т. С. Калашникова // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 244 – 250.

Задания для самостоятельной работы студентов
1. Ответить на следующие вопросы:
Причины сохранения материальной культуры у семейских Забайкалья.
Что повлияло на яркость оформления жилища и костюма женской одежды у семейских Забайкалья?
Какие ремесла сохраняются сегодня?
Перечислите состав женского костюма семейских Забайкалья.
Назовите отличительные черты в одежде костюма семейских женщин Бурятии и Читинской области.
Понятийно-терминологический комментарий
Кичка, запан, курмушка, монисты, ичиги, поддевка, зипун, моленная одежда, кадка, туесок, «крынка», ухват, усадьба, зимовье, завозня, амбары, охлупень, «ворота под кабаном», домовая роспись, растительный орнамент, дом связь, пятистенка, шестистенка.

Тема 8. Книга в системе духовных ценностей старообрядцев
План лекции
1. Особенности научного исследования старообрядческой книжности России. Типографские традиции. Способы тиражирования. Тематика старообрядческих изданий.
2. Техника изготовления старообрядческих рукописей. Художественное оформление и книжная орнаментика старообрядческих рукописей.
3. Местные книжные традиции семейских Забайкалья. Методика научного описания старообрядческих изданий.
4. Церковное чтение и певческая культура. Духовный стих.


Литература 1. Бураева С. В. «Богодухновенная книга» старообрядцев «семейских» Забайкалья» / С. В. Бураева. – Улан-Удэ, 2003. – 100 с.
2. Бураева С. В. «Рукописное наследие забайкальских старообрядцев» / С. В. Бураева. – Улан-Удэ, 2006. – 239 с.
3. Смилянская Е. Б. «Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура» / Е. Б. Смилянская, Н. Г. Денисов. - М.: «Индрик», 2007. – 432 с.
4. Бураева С. В. «Нравственные основы «бытия» забайкальских старообрядцев: книжно-рукописные источники» / С. В. Бураева // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Матер. V междунар. науч.- практ. конф. (31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 389 – 397.
5. Ярошевич-Переславцев З. «Книжная культура старообрядцев в Польше» / З. Ярошевич-Переславцев // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Матер. V междунар. науч.-практ. конф. (31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 409 – 414.
6. Пригарин А. А. «Духовные стихи старообрядцев как исторический источник: примеры дунайских липован» / А. А. Пригарин // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Матер. V междунар. науч.-практ. конф. (31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 415 – 422.
7. Иванов В. Ф. «Из истории духовного старообрядческого пения в Забайкалье» / В. Ф. Иванов // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»: Матер. V междунар. науч.-практ. конф. (31 мая – 1 июня 2007 года). – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 455 – 452.

«Вечерняя песнь» – церковные песнопения (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://canto. mrezha.ru/
Старообрядческие певческие рукописи, знаменное пение (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:// manuscripts.org.ru
«Знаменное пение – Древний распев Русской православной церкви». Материалы по знаменному пению (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.kis. ru/~mahnev/indexl .htm
Форум любителей древнерусского пения и богослужения (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://talk.canto.ru/
Разделы: «Каноны», «Триодь», «Часослов», «Псалтирь», «Заупокой», «Октоих», «Службы», «Общие», «Тропари», «Иное», «О лестовке», «Литература», «Ссылки» и др. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www. lestovka.ru/literat.htm
«В ПАМЯТЬ ВЕЧНУЮ...» История старообрядчества: Издания из фонда редких книг Научной библиотеки РГГУ (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:// liber.rsuh.ru/starover.htm
«История и культура старообрядчества». Много о старообрядческих книгах (рукописных, старопечатных) (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://heritage. eunnet.net/oldbelief/
Раздел этого ftp содержит отсканированные тексты старообрядческой литературы (файлы в текстовом формате): «Житие Аввакума» и т. д. (Электронный ресурс). – Режим доступа: ftp://hps.mpei.ac.ru/pub/texts/Orthodoxy
Виртуальная библиотека EUNnet. Лаборатория археологических исследований, Центр Интернет Уральского государственного университета представляют: «Древлехранилище: Древняя книжно-рукописная традиция» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:// heritage.eunnet.net/depository/
Виртуальный каталог икон (Электронный ресурс). – Режим доступа: (http://www.wco.ru/icons);
Старообрядческие певческие рукописи, знаменное пение (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:// manuscripts.org.ru;
Литургические ресурсы, знаменное пение (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.liturgy.mrezha.ru;
Старообрядческая книга (Электронный ресурс). – Режим доступа: (http://oldbelief.chat.ru/);
Архив книг по истории Алтая. Книга «Старообрядчество: история и культура» (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://hist.dcn-asu.ru/book/1999/staroobr.shtml

Задания для самостоятельной работы студентов
1. Ответить на следующие вопросы:
Перечислите репертуар старообрядческой книжности.
Назовите географию распространения старообрядческих типографий. Выделите особенности оформления старообрядческих рукописных изданий.
Какое количество хранилищ старообрядческой книжности находится в Бурятии?
Сколько единиц хранения насчитывают указанные вами коллекции?

Понятийно-терминологический комментарий
Устав, полуустав, киноварь, ломбард, заставка, вязь, концовка, миниатюра.

Тема 9. Новые аспекты изучения истории старообрядчества России и Забайкалья
План лекции
1. Говоры семейских в системе русских говоров Забайкалья и Сибири.
2. Фольклор и фольклористика Забайкалья.
3. Международные научно-практические конференции по старообрядчеству. Постановка проблемы и изученность темы сегодня.
4. Старообрядцы в эпоху глобализационного перехода: опыт сравнительного анализа.
Литература
Болонев Ф. Ф. «Некоторые аспекты изучения старообрядческой цивилизации» / Ф. Ф. Болонев // «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». – Улан-Удэ, 2007. – С. 21 – 27.
Болонев Ф. Ф. «Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики» / Ф. Ф. Болонев. – Барнаул. 2000.
Болонев Ф. Ф. «Старообрядцы Забайкалья в XVIII – ХХ вв.» / Ф. Ф. Болонев. – М., 2004. – 352 с.
Матвеева Р. П. «Русская фольклористика в Бурятии (1958 – 1995) / Р. П. Матвеева // «Гуманитарные исследования в Бурятии». – Улан-Удэ, 1997.
Пригарин А. «Старообрядцы в эпоху глобализационного перехода» / А. Пригарин // «Старообрядцы в зарубежье. История. Религия. Язык. Культура»: тез. науч.-практ. конф. (25 – 28 июня 2008 года). – Торунь, 2008. – С. 63 – 69.

Задания для самостоятельной работы студентов
1. Ответить на следующие вопросы:
Почему говоры семейских Забайкалья являются объектом изучения лингвистов?
Место и значение фольклора в сохранении и развитии певческой культуры старообрядцев.
Как оценило песенное искусство семейских Забайкалья ЮНЕСКО?
Сравните тематику докладов и состав участников международных научно-практических конференций по проблемам – «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи». Улан-Удэ 2001 и 2007, 2015, 2021 гг.

Поделиться: