с.Новосретенка
Бичурский район Республики Бурятия
Географическое положение: Новосре́тенка — село в Бичурском районе Бурятии. Административный центр сельского поселения «Новосретенское». Расположено у южного подножия Заганского хребта на правом берегу речки Малый Гутай, правой составляющей реки Гутай, в 9 км к северу от места впадения Гутая в Хилок, в 19 км к северо-востоку от районного центра — села Бичура.
Население: в настоящее время в селе около 280 дворов; проживает немногим более 500 человек.
История: На месте, где сейчас расположено село, жили буряты. Здесь было три небольших улуса. До сих пор сохранились названия тех мест: Шаноновка, Таракановка и Барун-Гущуй. Буряты занимались земледелием, но на небольшой площади, были свободные земли. Предприимчивые люди из Бичуры стали переселяться сюда. Так в 1917 г. здесь поселился Филимон Иванович Афанасьев, позже — Филипп Филиппович Исаев, Матвей Евсеевич Слепнёв и другие, арендовав земли у местных жителей. В феврале 1922 г. в праздник Сретенья, переселились и другие, поэтому село называется Новосретенка. Семьи бурят перебрались в село Гутай.
В 1929 г. образовалась коммуна, в неё вошли 18 самых бедных семьей. Руководил коммуной Клим Филиппович Иванов. С 1932 по 1934 год на территории села было образовано три колхоза, но в 1936 г. они объединились в один колхоз им. Сталина, председателем которого стал К.Ф. Иванов, ныне один из самых уважаемых и почётных граждан Бичурского района. В 1931 году появилась изба-читальня, ныне место, где проживает семья Шваровых. Она разместилась на первом этаже двухэтажной конторы. На втором этаже были сельсовет и контора. В избе-читальне были книги, брошюры, журналы, газеты; проводились партийные и комсомольские собрания. Там же передвижная киноустановка демонстрировала фильмы.
Образование: В 1984 г. сдано в эксплуатацию трехэтажное здание нынешней школы. Всего из стен её осуществлено 25 выпусков с аттестатом о полном среднем образовании. Многие стали известными людьми: Перфил Демидович Белых - доктор биологических наук, Валерий Сысоевич Ткачев - доктор философии, профессор, зав. кафедрой Байкальского университета эко¬номики и права, Владимир Акимович Перелыгин — кандидат геолого-ми- нералогических наук, Александр Иванович Белых - доктор медицинских наук, зав. кафедрой Иркутского медицинского института, Николай Иосипович Исаев — журналист, писатель, Павел Федорович Слепнев - Герой Социалистического Труда, Леонид Анкиндинович Селиванов - механизатор, кавалер двух орденов Славы. В настоящее время из 25 учителей Новосретенской школы 18 являются выпускниками этой школы.
Вероисповедание: В доме Петра Панкратовича Ткачёва (в половине дома) был церковный приход. Уставщиком был сам Петр Панкратович. Приходили все, кто веровал. В 1936 году дом Петра Панкратовича был конфискован и отдан под клуб. В 1937 году к клубу было пристроено еще два конфискованных дома (дом Слепнёва Марка Евсеевича и Слепнёва Вавилы Григорьевича). Приход был перенесён в жилой дом Тимофеева Ивана Гурьяновича. Уставщиком был Пётр Панкратович, а позднее Самуил Анисимович Иванов. Молились до 1960-х годов.
В 2015 году на средства уроженцев села был построен старообрядческий храм Сретения Господня Русской Древлеправославной Церкви. Строительство длилось 3 года. Инициатором строительства стал уроженец этого села, много лет руководивший Новосретенским совхозом, а сегодня известный политик - председатель Народного Хурала Бурятии Владимир Павлов. Среди меценатов и успешные иркутские бизнесмены братья Слепнёвы, уроженцы села Новосретенки.
Фольклор: Народное творчество семейских Новосретенки изучается фольклористами, уникальные тексты помещены на страницах книг о семейской народной культуре. Так, хранителем старины и знатоком семейских песен был Маммонт Евстафьевич Ткачев, с которым работали А.А. Кушнарев (1955), И.З. Ярневский, Л.Е. Элиасов, В.Ц. Найдаков (1960) и др. Старожилы села сумели сохранить не только тексты песен, но и манеру исполнения. Песни различны по своей тематике, форме и напеву. Среди семейских села Новосретенка особенно популярны старые песни на тематику любви, которые исполняют с большой охотой. Л.Е. Элиасов зафиксировал в Новосретенке вариант песни «Ивушка» (Фольклор семейских. 1963). Кроме того, популярны: Сгубили меня твои очи, Есть и травка, есть муравка, Час по часу. Черный ворон, Соловей во полюшке, Потеряла я колечко, Из-за леса солнце воссияло, Растет, цветет черемушка и др.
Распространены на селе песни о родителях, распорядившихся судьбой сына или дочери вопреки их воле: Рано ты, калинушка, Не шей мне, матушка. Значительное место в репертуаре занимают песни с тематикой тюрьмы, каторги и ссылки: Два часа и две минуты, С гор весною вода покатилась, На пути село большое, Солнце всходит и заходит, Колодники, Глухой, неведомой тайгою, Осыпаются листья осенние. Известны в селе и солдатские песни: О чем задумался, служивый?, Эх, поля, наши поля, Хорошо вам жить на воле, Поехал казак на чужбину, Отец мой был природный пахарь и др.
Село всегда славилось своими голосами; в 1947 году в селе постепенно сложился коллектив художественной самодеятельности. Уже в июле 1947 года хор, руководимый Фёдором Матвеевичем Слепнёвым, на районном смотре занял первое место и получил переходящее Красное знамя. В 1987 коллективу присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Наряду со взрослыми также принимали участие дети села – учащиеся Новосретенской школы. Был создан детский фольклорный ансамбль, где дети играли на шумовых инструментах, пели русские народные песни, частушки. Девочки исполняли семейские танцы, такие, как восьмерка, перепляс и другие.
Огромную работу проводил Юрий Емельянович Оленников. Под его руководством фольклорная группа «Ивушка», в которую входили Степанида Ивановна Афанасьева, Ольга Петровна Воробьева, Татьяна Степановна Кузнецова, Александра Филипповна Мурзина, Валентина Алексеевна Оленникова, Екатерина Степановна Перевалова, Васса Степановна Слепнева, Екатерина Андреевна Слепнева, Евдокия Петровна Ткачева, Мария Трофимовна Ткачева, Светлана Владимировна Утенкова, Варвара Ивановна Ястребова, принимала активное участие во всех смотрах художественных коллективов и районных праздниках. В настоящее время коллектив не действует. Часть участниц объединились в группу «Соседушки». Под руководством Ирины Владимировны Утенковой образовался и работал детский ансамбль «Колокольчик».
Материальная культура: Каждое село имеет свою манеру изготовления костюмов. Элементами различия чаще всего считались: запоны – передник (нашив лент, их ширина, расстояние и изобилие лент); ленты – размеры, цвет; рубаха (со станушкой) – часть одежды, претерпевшая изменения от русской крестьянской рубахи – платья; пояс – элемент белорусского костюма, плотно стягивающий талию; завязывание кички – элемент украшения (в основном, нитки, бисерное плетение); нашив лент на сарафанах и запонах (большое расстояние между лентами в Бичурском районе, а также обилие лент); разновидность в вышивке и расшивания рубах (элемент рукава в предплечье); длина сарафана; цвет и подбор ткани; вывязывание узора на поясах - в этих элементах семейские костюмы с. Новосретенка отличаются от других. Например, не одевают поверх сарафана полушалки. Полики семейских рубах отличаются тем, что имеют прямоугольную форму. В основном шов зубчиками на рукавах. Снизу сарафана шьётся подбойка, которая составляет около 14 см – это плотная ткань, обрамляющая низ сарафана, простроченная цветными нитками, выделяющимися на фоне сарафана, в 2 строчки. Отступая от двух строчек 5–7 см, нашивают ленты. Они должны быть отличны от цвета сарафана, запона, рубахи и друг от друга. Бабушки рассказывали, что очень сложно было выбирать цвет лент, если сарафан светлых тонов, лучше было, когда он тёмных тонов – к ним подходили все цвета. Семейские с. Новосретенка не делали бахромы на сарафане. Главное отличие – это то, что сарафан и запон были одной длины. На нём нашиты ленты яркие, красочные. Здесь семейские нашивают две одинаковые по ширине ленты, находящиеся на расстоянии 2–3 см.
В конце 20-х – начале 30-х годов немногие женщины-активистки, делегатки, трактористки заменили кичку платком, повязанным концами назад, и стали переходить от семейской одежды к городской.
Избы семейских – высокие деревянные постройки. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. В селениях семейских улицы чаще всего застраивались домами с двух сторон. Изредка встречались квадратные дома с двускатной и четырехскатной крышей. Четырехстенная изба делалась на высокой подклети, покрывалась тесовой двускатной крышей; в ней ставилась русская печь устьем к передним окнам. «Пятистенка» отличалась от «четырехстенки» тем, что была разделена капитальной бревенчатой стенкой на две половины; пример –дом Иллариона Трофимовича Савельева. В крестьянскую усадьбу входили, как правило, теплый и просторный жилой дом, казенка и крепкие наземные помещения для скота, прочный амбар для хранения зерна, погреба с надстройкой для хранения скоропортящихся продуктов в летнее время, небольшая баня. Двор обносился высоким тыном. Дома рубили в основном в «лапу», налаживая верхнее бревно с пазом (желобом) на нижнее, иногда в «угол», то есть с выступающими концами бревен.