с. Билютай
Бичурский район Республики Бурятия
Географическое положение: Билютай — село в Бичурском районе Бурятии. Административный центр сельского поселения «Билютайское». Расположено на левом берегу реки Хилок, в 59 км к северо-западу от районного центра — села Бичура.
Население: по статистике 302 (в 2002 г. было 546), фактически проживает 232 человека. Большая часть населения семейские, также есть сибиряки и представители других групп населения.
История: Село основано пришедшими сюда семейскими старообрядцами. До революции оно относилось к Окино-Ключевской волости Троицкосавского уезда. Кроме местных сюда также подселялись старообрядцы из Бичуры и Тарбагатая. Распространённые фамилии: Тимофеевы, Ефимовы, Дерябины, Федотовы и др. Историю и культуру села изучает местный краевед Антонида Тихоновна Судомойкина.
Образование: В дореволюционный период имело место домашнее начальное обучение церковно-славянской грамоте. В 1923 г. в деревне начала работать школа, которая стала одним из основных центров светской культуры. На данный момент в ней обучается 18 учеников. Позже появился сельский дом культуры, который на данный момент является основным центром сохранения семейской народной культуры.
Вероисповедание: В дореволюционный период в селе была Покровская церковь, закрытая в 1930-е гг. Духовной жизнью местных старообрядцев руководили уставщики (Исаака Васильевич Судомойкин, Кузьма Калинович Ефимов, Петр Калинович Ефимов и др.). Сейчас в селе количественно доминируют последователи Русской Древлеправославной церкви, которые за неимением своего храма и священнослужителя обращаются в Бичуру (к о. Валерию) или в Нижний Саянтуй (к о. Александру). Также здесь есть православный единоверческий храм Покрова Пресвятой Богородицы (ул. Молодёжная 11), который относится к Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной церкви (приезжает о. Пётр). Он объединяет местных новообрядцев и семейских единоверцев (всего около 20 человек).
Ранее сибирское кладбище было отдельно от семейских, теперь есть просто два смешанных погоста («верховое» и «низовое»), на которых хоронят всех. На «низовом» кладбище сохранились старообрядческие надгробия, выполненные в виде домиков с крестами в середине конька. Также здесь имеются погребения, оформленные вырубленной колодой с крестом, прикреплённым с одного края. Начиная с 1970-х гг. их сменяют обычные памятники.
Фольклор: Народное творчество семейских Билютая изучается фольклористами, уникальные тексты помещены на страницах книг о семейской народной культуре. Жители села сумели сохранить не только тексты песен, но и манеру исполнения. Песни различны по своей тематике, форме и напеву. При клубе активно действует народный коллектив «Рябинушка» (руководитель Татьяна Ивановна Судомойкина).
Материальная культура: Каждое село имеет своё лицо, формируемое не только природным, но и культурным ландшафтом. В основе последнего, помимо хозяйства, лежит архитектура. Для традиционной жилой застройки Билютая, имеющего несколько протяжённых улиц, характерны классические семейские подворья с 4 и 5-стенными срубными («в лапу» и «в угол») избами. В основе объёмного декора лежит резьба по дереву, которая украшает большую часть наличников сюжетом «бичурские кудри». Колористический декор выражен в ставшей традиционной для семейских покраске стен и других частей построек яркими красками.
На билютайский строй костюма, помимо местных мод, оказали влияние бичурские и тарбагатайские традиции. И если местный сарафан относится к бичурскому типу, то расшивка на праздничных женских рубахах встречается и бичурская и тарбагатайская. Также встречается бичурская и тарбагатайская кичка. На старинных сарафанах (с прошитыми борами по кругу) и запонах, как правило, две ленты (широкая в 20 см. от края и узкая над ней). На современных сарафанах чаще всего 2 ленты средней ширины и кружево, которое идёт ниже лент (выше нижнего края на 15-20 см.). В местном костюме запон короче сарафана, а последний чуть шлейфит.
Большим достижением является наличие работающего ткацкого станка, на котором Вера Петровна Ефимова ткёт пояса, половицы и другие предметы традиционного быта. Также она ведёт большую работу по изучению технологии создания, орнаменталистике и вопросам бытования семейских поясов. В частности, ей найден пояс-«атлас», содержащий на своём поле основные сюжеты, использовавшиеся местными мастерицами при создании поясов. Кроме того, она обладает искусством выполнения расшивки для женской праздничной рубахи.