д. Мотня (Черемушки),
Бичурский район Республики Бурятия
Географическое положение: Мо́тня — село в Бичурском районе Бурятии. Входит в сельское поселение «Новосретенское». Расположено на речке Гутай (правый приток Хилка), в 2,5 км к северу от места её впадения в Хилок, в 19 км к северо-востоку от районного центра — села Бичура.
Население: чуть более 200 человек.
История: Мотня означает «мешок посредине невода»; название деревня получила из-за внешнего сходства узкой лощины, в которой расположена, с этим предметом. Образована в 1917 г. выходцами из Бичуры в связи с недостатком земель. Среди первых поселенцев - Анфиноген Федотович Афанасьев с сыновьями, Владимир Анфиногенович Афанасьев и ещё 5 братьев. Первоначально это была заимка бичурян. Жили все в одном доме, затем приехал Ипат Анфиногенович с сыновьями. Начали строить дома и отделять по два сына в каждый дом. У каждого из братьев было по 6-7 сыновей. В 1927 году умер самый младших из братьев — Анисим Анфиногенович. Позже сюда переселились другие семьи из Бичуры. Жили все единолично. Землю покупали у бурят, сеяли пшеницу. Обрабатывали землю деревянными плугами, сохами, а молотили молотилами — конями. В 1927 г. жители с. Мотни вступили в колхоз им. Сталина. В 1929 г. в доме Антипа Юдовича Луговского открыли школу.
Вероисповедание: по сведениям Е.Т. Савельевой в доме Анфиногена Федотовича учили детей церковной грамоте. Ипат Анфиногенович купил в Бичуре дом, который оборудовали под часовню. Наставником был он же, молились в основном на великие праздники. В 1930 г. власти стали запрещать верующим собираться и молиться. Ипата Анфиногеновича осудили, но вскоре освободили по старости; по возвращении домой он умер.
По рассказам сельчан, жили в Мотне Луговские - у них была другая вера, так называемая «австрийская», поэтому они молились отдельно.
В настоящее время религиозная организация и храм в поселении отсутствуют.
Фольклор: В 1960 г. в селе работал В.Ц. Найдаков. Он записал ряд уникальных текстов. Среди них: от П.Т. Савельевой – «Вечер вечереет, у солдата сердце мрет», «Да рад, рад бы я, да сподняться» и др. (Фольклор семейских. 1963). Более поздние записи фольклора не выявлены. Фольклорный коллектив в поселении не действует.