Обрядовая свадебная лексика

Самое активное отражение в языке находит свадебный обряд. Лексику предсвадебного этапа, на котором родители жениха (иногда с самим женихом) знакомились с невестой, представляют такие слова, как смотри́ны, зада́ток, запи́ть/ запива́ть (пропить/пропивать), рукоби́тье, заруча́ть неве́сту, увольнять, и др. Например, выражение запи́тая де́вка обозначает статус просватанной девушки, которой уже запрещено гулять. В предсвадебные дни родственники и знакомые могли приходить с поздравлениями к жениху и невесте, встречающих их с орехами и вином. Это называлось смотре́ть (гляде́ть) молоду́ху.

 

В свадебном обряде части тела, элементы одежды приобретали символический смысл. Так, слова коса́ и ки́чка выступали в качестве знаков, обозначающих соответственно незамужнюю и замужнюю женщину. Поэтому расплетание косы и повязывание кички — головного убора замужней семейной женщины — символизировали переход девушки в новое социальное положение. Другими знаковыми обрядовыми элементами одежды невесты были краса́ (кра́сота, кро́сата) ‘расшитая бисером картонная коробочка, которая вплеталась в косу или закреплялась на голове (надевалась, когда невесту забирали из родительского дома)’, надеваемые в первый день свадьбы за́пон ‘передник,’, коко́шник ‘головной убор с дном овальной формы’, кругови́к ‘венок из бумажных цветов’, антари́ ’12-13 ниток янтарных бус’, атла́сы ‘большие шелковые платки’. Некоторые из этих предметов одежды были будничными, но в первый день свадьбы наделялись символической функцией наряда замужней женщины.

 

Дни свадьбы были очень насыщены последовательными обрядовыми процедурами: гуля́ть сва́дьбу, смотре́ть сва́дьбу, пе́рвый стол отсиде́ть, туши́ть сва́дьбу. Участники обряда в разных говорах семейских именовались: ты́сячный или ты́жыцкий ‘главный распорядитель на свадьбе’, дру́жка (дружо́к) или поджени́шник (пожени́шник) ‘друг жениха, сопровождавший его во время всего свадебного обряда’, провожа́тка или свашка ‘подруга невесты’, поезжа́не (поезжа́ны) или поезжа́ные ‘гости на свадьбе’.

 

Обычай преграждать путь свадебной процессии к дому неве сты, требуя у жениха выкуп, назывался зала́мывать (зава́ливать) воро́та. Со стороны подруг невесты требование выкупа с жениха называлось продава́ть косу́, рядиться за косу́ (при этом существовали варианты око́лична (око́лишна), око́льнична, око́льница, заоко́лична.

 

У семейских существовал обычай приглашать всех гостей свадьбы к себе по очереди — подня́ть и вы́вести сва́дьбу или ходи́ть сва́дьбу, коштова́ться.

 

Помимо канонических ситуаций — свадьбы с родительского согласия на брак, имевших название сва́дьба в воро́тах, сва́дьба с че́стью, у семейских были известны тайные браки, случавшиеся, когда браку противились родители невесты. Назывались такие браки сва́дьба бе́гом (бёгом, убёгом). Обращение через некоторое время молодых к родителям невесты с просьбой простить так и называлось — прости́ны (прощи́ны).

А.П. Майоров

 

Старообрядческая свадьба, с. Куйтун, середина 1950-х гг.

Поделиться: