Обрядовая погребально-поминальная лексика

В погребально-поминальном обряде использовались особые названия действий исповедания и причастия человека перед смертью — сдать грехи́, спра́виться. Существовала специальная молитва под названием Паи́сья для человека, умершего непричащенным. Сам процесс подготовки к смерти ассоциировался с представлением о смерти как дороге домой. Соответственно, ритуальные действия обмывания, одевания, положения в гроб называются собира́ть (собра́ть), наряжа́ть (наряди́ть) покойника.

 

Глубоко символичны все личные вещи покойника: одежда, предметы, которые умерший использовал при жизни (иконы, лестовка), гроб. Их наименования в погребальном обряде выступают как знаки иного мира, противоположного земному, — смерётная руба́ха, смерётный сарафа́н, смерётная ки́чка, кали́шки (калы́шки), ве́нчик. Особой знаковостью у семейских отличается название гроба — домови́на (домови́ще); оно отражает символические свойства вечного дома для успокоения тела и души почившего. Домовина у семейских изготавливалась обязательно из цельного бревна в противоположность «земному» жилищу, сооружаемому из отдельных брёвен, досок.

 

Покойника обязательно оплакивали, поэтому существовали многочисленные наименования этого обрядового действия — голоси́ть, го́лосом голоси́ть, кукова́ть, пригола́шивать, причита́ть. Были специальные плакальщицы — голосу́хи.

 

Поминки в день похорон назывались горя́чие поми́нки (горя́чий обе́д, горя́чий стол). Названия обязательных поминальных блюд: кутья́ ‘пшеница с разведённым водой мёдом’, бурду́к ‘кисель из заваренной муки с конопляным маслом’ и т.д.

 

В поминальном цикле названия девяти́ны, со́рок дней ‘поминание усопшего на девятый и сороковой день’, роди́тели, роди́тельский день ‘поминальный день по умершим родственникам’, Тро́ицкие роди́тели ‘принятое раньше у семейских поминание умерших раз в год, под Троицу’.

А.П. Майоров

Поделиться: