Свадебная поэзия

Комплекс словесных, драматических произведений, сопровождающих все важнейшие этапы свадебной обрядности. Поэтический репертуар традиционной свадьбы семейских включает в себя песни (величальные, корильные, лирические, юмористические), причитания, присловья, поэтические благопожелания, свадебные дразнилки, заговоры, пословицы, поговорки, драматические сценки. Особое место в свадебном репертуаре занимали песни. Свадебную обрядность составляли многочисленные обряды: сватовство, заручины, рукобитье, катание невесты на конях, поездка за веником, расплетание/заплетание косы невесты, надевание кички, свадебный пир и другие. В каждом из обрядов исполнялись песни, нередко их содержание указывало на обрядовые действа: «били руку об руку», «пропивают мою косоньку», «запоручили мою голову». Не закреплялись за определенным обрядом величальные песни, они могли исполняться в любой момент свадьбы. Важнейшим этапом свадебной обрядности был многодневный девичник, который включал многие ритуалы: расплетание/заплетание косы невесты, «баня», продажа девичьей косы, прощание с красной красотой и другие. Все эти ритуалы сопровождались песнями, как обрядовыми, так и необрядовыми.

Семейские Бурятии. Украшение невесты

Традиционная свадебная песня поэтически отразила состояние женской души в преддверии новой жизни в чужой семье. Эмоциональное воздействие песен о женской судьбе, особенно причитаний невесты, было настолько сильным, что их исполне ние нередко вызывало слезы. «Не поплачешь за столом, наплачешься за столбом», — гласила пословица. «Не по реченьке-то лебедушка плывет/, Не моя ли родимая мамонька идет?/ Подойди-ка, родимая мамонька,/ Да погляди-ко на несчастную мине,/ Как я в чужих людях-то живу. Я не по бархатуто хожу,/ А по вострому ножу». Испрашивание родительского благословения было важнейшим обрядом в свадебной обрядности семейских. Через родительское благословение будущая семья получала поддержку Бога. Угроза родителей не дать благословение на брак нередко вынуждала молодых на тайные браки «бёгом». Если невеста сирота, она просила у родителей благословение на могиле и там причитала: «Да ты расступись, мать сыра земля!../Я иду-ка в чужи люди жить,/ Да я пришла да за твоим-то ли/ Да благословением». В традиционной свадебной поэзии семейских не зафиксировано песен о женихе, все песни «женские». Вокруг свадебного обряда существовала целая система оберегов: читались молитвы, апокриф «Сон Пресвятой Богородицы», заговоры. Многие свадебные обрядовые действа к середине XX в. были забыты, со временем утратила свою прикрепленность к определенному обряду и сохранившаяся свадебная поэзия. Во второй половине XX в. помнили, например, песни забытого обряда рукобитья «Я когда была малешенька», «Я вокруг столба хожу», «У вечере у батюшки гости были», но исполняли их обычно на девишнике. В конце XX — начале XXI вв. в свадьбе сохраняются отдельные главные элементы традиционной обрядности, но обрядовая свадебная поэзия ушла из живого бытования.


Р.П. Матвеева

Поделиться: