Календарно-обрядовая поэзия

Фольклор, связанный с календарными обрядами, представляет собой сложные комплексы различных неоднородных по своему жанровому составу произведений: от простейших языковых формул и даже отдельных выкриков до сложных поэтических форм. Главная функция обрядового фольклора — магическая, основанная на вере в магическую силу слова, воздействующую на действительность. Посредством магии слов и действий семейские старались повлиять на окружающую природу, обеспечить жизненное благополучие, здоровье, чадородие в семье, хороший урожай, приплод скота. Обрядам и самому фольклору придавалось важное аграрно-продуцирующее значение.


Старообрядцы Забайкалья в период полнокровной жизни обрядов и обрядовой поэзии еще не были объектом исследования фольклористов. К тому времени, когда стал изучаться фольклор семейских, многие жанры календарно-обрядовой поэзии были утрачены или сокрыты от посторонних, другие ушли в детскую забаву, превратившись в игру (например, заклички — обращение к солнцу, дождю). На первое место в обряде выступали молитвы, заговоры. Сохранили обрядовую приуроченность и краткие формулы заклинательного характера. Формируется сквозной календарно-обрядовый репертуар, не привязанный к определенному циклу. Со временем происходит сокращение и упрощение ритуальных действий, поэтические произведения в обряде начинают выполнять в большей степени игровую, эмоционально-эстетическую, развлекательную роль. Обрядовые праздники превращаются в веселое праздничное гуляние. Но утилитарно-магическая направленность сохраняется, поскольку календарнообрядовый фольклор через обряд принадлежит хозяйственно-бытовой жизни.
Народный календарь с его регламентацией будней и праздников у семейских соблюдался неукоснительно. Он поддерживал миропорядок, строй жизни с его хозяйственными работами в соответствии с природными ритмами. Два солнцестояния и два равноденствия были ключевыми в обрядовой жизни семейских, к ним приурочены важнейшие праздники, ими определялись ритмы духовной жизни верующего человека.

Семейский хоровод на Троицу. Красночикойский район Читинской обл., 1905 г


Первым праздником, завершающим старый и начинающим Новый год, были Святки — от Рождества Христова (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Это был веселый праздничный период, вобравший в себя и языческие и христианские обряды и обычаи. Праздники, приуроченные к зимнему солнцевороту, с древнейших времен посвящались культу предков.


В первый день Рождества после службы по домам ходили христославщики — 5 — 6 человек, знавших церковные песнопения. Они славили Христа, пели христианские гимны (тропари, кондаки), духовные стихи. Со второго дня Рождества начинались гулянья молодежи, катание на тройках вокруг села. Вечером нарядные молодые люди собирались в заранее определенном доме, веселились, водили хороводы. Но главным отличием этого веселья были «машкарады». Ряжеными ходили, приносили зерно, обсыпали: «Сею, вею, посеваю, /с Новым годом поздравляю. /Открывайте сундучок, /Доставайте калачок».
Специальных святочных песен у семейских не зафиксировано, хотя вполне возможно, что они были. Традиционно святочной, например, считается песня «Скочил козел в огород». Исполнялись на Святках хороводные, игровые, плясовые, шуточные, лирические и даже свадебные песни: «Во лузьях было во зеленых», «Не ходи, белый кудрявый», «Я по бережку похаживала», «На улице ремода», «Сени мои сени», «Во кузнице» и другие. Среди песен были так называемые «поцелуйные песни», заканчивающиеся поцелуем. Популярной повсеместно у семейских была «поцелуйная» игра: «Стелю, стелю подушечку…». Все эти песни святочными можно назвать условно, они не закреплены за определенным календарно-обрядовым комплексом. В календарно-обрядовой поэзии широко представлены любовно-брачные мотивы, что сближает их поэтическое содержание со свадебными песнями, совпадает и их обрядовая функция. На святочных вечёрках особенно популярны были свадебная песня «Во лузьях», старинная свадебная ритуальная песня «Я вокруг столба хожу».


Большое место на святочных вечорках занимали игры, самые распространенные — «Олень», «Дрема», «Монах», «Король». Они сопровождались песнями и припевками, создавали атмосферу веселья, но главное — готовили подросшую молодежь к браку. Наиболее древними из святочного репертуара семейских были игровые песни, включающие драматургические элементы в исполнение, где слово и действие представляют собой единое целое. Эти песни хорошо сохранили древний заклинательный характер. Фрагменты таких песен записаны в конце ХХ в.: «Уж мы лены сеем, сеем». Игра-хоровод «Уж мы сеяли капусту» соединяет в себе тему заклинания хорошего урожая и тему брачных игр.


Самыми массовыми народными праздниками вплоть до середины ХХ в. были троицкие гуляния семиковой недели — «зеленые святки». Особой обрядностью отмечены три дня седьмой недели после Христовой Пасхи: семик, приходи шийся на четверг, был девичьим праздником; родительская суббота посвящалась поминовению предков; и центральный праздник Троица — воскресенье, 50-й день по Пасхе, праздник, по сути своей языческий, символизирующий смену весны летом. В основе троицкой обрядности — культ растительности, в центре обрядовых действ — березка. Она почиталась как покровительница девушек, женщин. Ее называли «кумушкой», «голубушкой». Березовыми ветвями украшали дома, вокруг березки водили хороводы, ее с песнями носили по улице.


Поэтический репертуар троицких гуляний состоял в основном из протяжных лирических песен, немалое место занимали хороводные, игровые. Из специальных троицких песен называют в основном песни, где есть тема березки, венка, кумушки: «Развевайся ты, береза», «Я сорву-то светок, завью венок», «Кумушки-подружки, / Вы не пойте у ворот /И не маните меня в карагод». Наиболее часто в качестве троицких исполняли песни: «Я вокруг столба хожу», «В хороводе были мы», «Посею лебеду на берегу», «Во кузнице», «Посеяли девки лен», «Как на этой на долине». Многие из троицких песен бытуют в виде фрагментов, они утратили в своем содержании приуроченность к обрядам и перешли в разряд лирических песен: «При долинушке куст малинушки стоял», «Как на этой на долинке», «Уж ты, кумушка, сизая голубушка», «Веселая беседушка». Типична для троицких гуляний песня «Вечор девки».


Во время троицких хороводов принято было исполнять и так называемые «стреловые» песни: пускали «стрелу» и пели: «Ой, пущу стрелу вдоль по улице,/ Ой, да люли-люли вдоль по улице…»
К середине ХХ в. многие календарные обряды ушли из общественной жизни, превратившись в обыкновенные гулянки, привязанные хронологически к обряду, но по-прежнему Троицу празднуют на лесной поляне, поют песни, и непременным блюдом остается все та же «яишня».


Р.П. Матвеева

Поделиться: