Древо народной медицины семейских состоит из трех ветвей. Одна из них выросла на почве народного наблюдения и опыта. Народ «на зубок» испробовал многие растения. Эта ветвь рациональная, стихийно-материалистическая, ее достижения и значение еще полностью не освоены научной практикой. Сюда же относится внушение — народная психотерапия. Вторая ветвь — мистическая, иррациональная, связанная с верой в сверхъестественное — существование духов, колдовство, чародейство. Третья ветвь — фаталистическая. «Все от Бога, все в руках божьих», — говорят ее сторонники. В практике народного врачевания эти направления часто переплетались.
Среди применяемых семейскими в народном врачевании снадобий заметную роль играли целебные травы. Поселенные в Забайкалье крестьяне начали целесообразно осваивать местную флору — одну из интереснейших на земном шаре. Множество лекарственных растений из списка широко известных и принятых научной медициной произрастает в этом суровом и дивном крае. Среди них знаменитые аир, бадан, валериана, солодка, ревень, чистотел, багульник болотный, черемша, золотой корень, курильский чай, пустырник, чабрец и многие другие. Записаны сведения о весьма незначительном количестве тех растений, которые применяют семейские. Многие целебные травы остались неизвестными: одни не удалось зафиксировать, другие без названия (определяются по форме цветов, листьев, запаху и т. д.). Некоторые из них не имеют и точных русских названий.
По мнению семейских, от каждой болезни имеется своя трава, только нужно ее знать. Народным опытом определены следующие растения. При желудочно-кишечных заболеваниях применяли воронец, зверобой, чернику, пили настой горной белой полынки, корень бадана, кровохлебки, кору ольхи, черноголовник или головник, порезную траву, плоды черемухи. При болезнях желудка и для улучшения аппетита — настой корней трилистника, или троелистки, ромашку. Красную («рубашную») траву, что растет близ гольцов, считают хорошим кровоостанавливающим средством и дородной (целебной) при болезнях желудка. А также ели круто посоленные гренки. Если учесть, что многие из этих трав содержат дубильные вещества, то их применение народом при лечении «живота» является весьма рациональным.
Болезни печени и желчного пузыря лечат девятильником (пижмой) и считают, что эта трава от девяти болезней. При расхождении желчи применяли водяной настой жарков (купальниц) и желтуницы. Семейские выделяют три вида крапив. Крапива, цветущая алыми цветами, применялась при болезнях печени.
При болезнях сердца употребляли сердечную траву в виде настоя. Названа так потому, что три ее листочка похожи на сердечко. Растет по холмам на солнцепеках. Она успокаивает при сильном сердцебиении и других болезнях сердца. Лечебными сердечными средствами считаются и полынка с синенькими и белыми цветами и белый цветок (листья чуть толще сосновых иголочек, растет в лесной чаще).
Почки лечили березовыми почками, заваривали как чай и пили. При камнях в почках пили березовый сок, и камни выходили. Ягоды морошки (танечки) применяли при воспалении мочевого пузыря. Мать-и-мачеха — от грыжи. Трава перелойка — от геморроя. От головной боли применяли полынку головную (цвет белый, растет на камнях). Ее пили и при головокружениях (возможно, от малокровия), разводя водой или водкой. Средствами от «головы» считают зубровку, душицу, бруснику и «смоген» (панцерию шерстистую).
Большой славой целебного растения у семейских пользуется «смоген», или «асмоген». Настой «смогена» пьют при «белой грыже», при белях, кровяном давлении и гипертонии. В Новой Бряни «смоген» считают средством чуть ли не от всех женских болезней. Их лечат и порезной травой (казак-трава).
От повышенного давления крови применяют боярку (боярышник), утесную горную полынь и шикшу (водяника черная, вероника, синявшина трава, дорогая трава), от пониженного давления — кузьмич-траву (цветет желтенько, ягоды красные). Ее же используют от рези в суставах (от ревматизма).
Трава огуречник применяется от веснух, от лихорадки, когда человек млеет, страдает бессонницей, ноги болят. Уросливую траву, похожую на брусничник, пьют от испуга, а верес — от нервов. От эпилепсии, припадков помогает «сурьезная» трава — «царские кудри», настоянная на водке. Она обычно растет на скалах, из расщелины вьется спиралями по солнцу.
В основном травы для лекарственных целей собирают в цвету. Сбор их приурочивают к Иванову дню (24 июня ст. ст.), который у семейских носит название «травника». С Ивана-травника до Петрова дня (29 июня) собирают травы мужские. Все настои настаивают и хранят в темноте: «Лекарство дольше дюжит». В лечебных целях широко применялись черемша, солодка, ревень, чага, а из культурных растений — лук, чеснок, огурцы, капуста, морковь, укроп, мята и другие. Применение лекарственных растений нередко сопровождалось заговорами, молитвами, окуриванием и опрыскиванием нашептанной водой.
Очень многие болезни семейские приписывают простуде, самым верным действенным средством от которой считают тепло. Поэтому спят на русской печи, на простуженную голову, например, и от глухоты набрасывают нагретый в печи горшок.
Многое значила и русская баня. Получил человек благодатный массаж березовым веником, пропотел, сбил таким образом жар и ломоту в теле — и всю хворость как рукой снимало.
Наряду с травами семейские широко применяют средства животного и минерального происхождения. В народной медицине забайкальских староверов используются панты изюбрей, медвежье сало, барсучий жир, внутренний жир, печень животных и рыб и т.п. При упадке сил пили отвар или настой пантов. Причем для получения пантов семейские начали одомашнивать изюбрей. В Западном Забайкалье в конце XIX в. насчитывалось около 600 прирученных маралов. Кабарожьей струей (мускусом) лечат грыжу у младенцев (так же поступают эвенки). При недержании мочи детей поят настоем толченой беличьей струи. Рысьи почки применяют при болезни глаз, считают, что порошок из них очищает глаза (этот способ применяется бурятами). Печень налима, по убеждению семейских, полезна от слепоты (это рационально, печень богата витаминами). От алкоголя хорошо отвращает слизь налима, служащая вместо чешуи. Ее настаивают на водке и поят больного. Кашель лечат смесью кипяченого молока с внутренним несоленым жиром животных. В Бичуре стригущий лишай смазывали смесью чистого дегтя, медного купороса, серы горючей и несоленого свиного жира. Весьма популярно у костоправов и массажистов сливочное масло. Им натирают части тела при переломах и вывихах. Несоленым сливочным маслом смазывают и экземы.
Применение указанных и им подобных средств и способов лечения не основано на точных знаниях химического состава трав и препаратов животного и минерального происхождения. Оно зиждется на эмпирических знаниях. Все способы лечения, применяемые семейскими, нуждаются в проверке специалистов (врачей, фармакологов и др.). Ведь дозировка лекарств в народной практике весьма условна, она зависит от лекаря. О точности народной диагностики и говорить нечего. Болезнь знахари распознавали больше наитием, отчего многие болезни определялись обобщенно: простуда, надсада (пуп сорвал), сглаз или порча, испуг и т. д.
К сожалению, слишком долго исследование этой темы находилось под официальным запретом. Между тем народное врачевание — неотъемлемая часть исторического наследия. И успехи его были неоспоримы в сложных условиях взаимоотношений семейских с официальной медициной (обращаться к врачу — «грех», принимать лекарства — «грех», прививать детей — «грех» и т.д.).
Институт знахарей был весьма обширным. Исследователь Забайкалья и врач Н.В. Кириллов в конце XIX в. писал: «В настоящее время население в Забайкалье кормит сто простых костоправов, около 500 знахарок и знахарей, около тысячи лам-лечителей, более 1200 деревенских повитух...».
Ф.Ф. Болонев
Поделиться: