В рамках республиканской подпрограммы «Сохранение и развитие традиционной культуры старообрядцев в Республике Бурятия» с 2021 по 2024 коллективом кафедры религиоведения Института истории и филологии и кафедры дошкольного и начального образования Института педагогики и психологии, Бурятского государственного университета имени Д.Банзарова были проведены работы по подготовке к изданию серии методических пособий для учителей и педагогов дополнительного образования: «Потомки Аввакума 5-8 классов» состоящее из шести наименований. Представленные учебные издания отвечают дидактическим задачам общей концепции воспитания дошкольного и начального образования, а именно:
Новую серию отличает то, что представленные материалы адресованы педагогам, в помощь правильно использовать материал из учебно-методического комплекта “Мир культуры семейских Бурятии» 1-4 кл.
Необходимо отметить, что работа над созданием серии методических пособий для 5-8 классов “Потомки Авакуума позволила авторам определить, что изучение традиций - это не просто получение знаний о них, но осмысление этих явлений с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.
Именно поэтому в тексте акцентировано внимание не на изучении, а освоении народной культуры.
В каждом издании предложен широкий спектр разработок воспитательных дел из ядра содержания воспитания, основанного на ценностях, в соответствии с шестью темами и возрастом детей.
По каждому ядру учителям предложены от 3 до 5 разработанных занятий, расписаны методические рекомендации по проектированию образовательной среды по ознакомлению с культурой семейских.
В теоретической части прописаны планируемые результаты и способы его педагогической диагностики, технологические карты внеурочных занятий, варианты планирования внеурочной деятельности, способы интеграции образовательных областей вокруг одной темы или ценности в форме образовательного события, которое подразумевает разновозрастное объединение детей.
Коллектив авторов очень надеется, что в ходе работы с детьми будет раскрываться система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным вечным вопросам человеческой жизни. Они практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и современной: человек и природа, человек и семья, человек и история. В соответствии с этими проблемами и распределился материал по освоению традиционной культуры старообрядцев (семейских) Забайкалья
Для апробации выпущенных материалов были определены пилотные площадки: Тарбагатайская СОШ, Новозаганская СОШ, Бичурская СОШ №5, Хасуртайская СОШ, Заиграевский Дом народного творчества. В выбранных образовательных учреждениях участников проекта были проведены консультации руководителей каждого издания с соавторами, собран методический материал для формирования текста практической части УМК. В рамках методического сопровождения авторами на базе института педагогики и психологии были подготовлены и проведены методические (обучающие) семинары для учителей пилотных школ и педагогов дополнительного образования - авторов и соавторов изданий.
1. Ценность «Природа в культуре семейских» (Бабиков В.А. Ивлева А.М);
2. Ценность «Семья в культуре семейских» (Лопсонова З.Б. Хорошунова Л.В.);
3. Ценность «Знание в культуре семейских» (Дагбаева Н.Ж.Иванова Н.Н.);с.4 второй, третий и 4 абзац. И с. 38.заголовок и первый, второй абзацы
4. Ценность «Здоровье в культуре семейских» (Содномова Н.Б-Ц, Онохова Л.А.);
5. Ценность «Труд в культуре семейских» (Васильева С.В. Ульянова О.Н.);
6. Ценность «Искусство в культуре семейских» (Пазникова З.И. Заиграева Е.Г.);
Научный консультант проекта,
д.и.н., профессор Васильева С.В.
Поделиться: