«Потомки Аввакума» методическое пособие для педагогов общего и дополнительного образования по приобщению учащихся 5-8 классов

 

 

В рамках  республиканской подпрограммы «Сохранение и развитие традиционной культуры старообрядцев в Республике Бурятия» с 2021 по 2024  коллективом  кафедры религиоведения Института истории и филологии и кафедры дошкольного и начального образования Института педагогики и психологии,  Бурятского государственного университета имени Д.Банзарова были проведены работы   по  подготовке к изданию  серии методических пособий для учителей и педагогов дополнительного образования: «Потомки Аввакума 5-8  классов» состоящее из шести наименований. Представленные учебные издания отвечают дидактическим задачам общей концепции воспитания дошкольного и начального образования, а именно:

  • Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
  • Ценности человекасемьидружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
  • Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
  • Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
  • Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
  • Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Новую серию отличает то, что   представленные материалы адресованы  педагогам, в  помощь   правильно использовать материал из учебно-методического комплекта “Мир культуры семейских Бурятии» 1-4 кл.

Необходимо отметить, что работа над созданием серии методических пособий для  5-8  классов “Потомки Авакуума позволила авторам определить, что изучение традиций - это не просто получение знаний о них, но осмысление этих явлений с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей.

Именно поэтому  в тексте  акцентировано внимание не на изучении, а освоении народной культуры. 

В каждом издании предложен широкий спектр разработок воспитательных дел из ядра содержания воспитания, основанного на ценностях,  в соответствии с шестью темами и возрастом детей.

По каждому ядру   учителям предложены от 3 до 5 разработанных занятий, расписаны методические рекомендации по проектированию образовательной среды по ознакомлению с культурой семейских. 

В теоретической части прописаны планируемые результаты и способы его педагогической диагностики, технологические карты внеурочных занятий, варианты планирования внеурочной деятельности, способы интеграции образовательных областей вокруг одной темы или ценности в форме образовательного события, которое подразумевает разновозрастное объединение детей.

Коллектив авторов очень надеется, что в ходе работы с детьми будет раскрываться система миропонимания, выработанная нашими предками по трем основным вечным вопросам человеческой жизни. Они практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и современной: человек и природа, человек и семья, человек и история. В соответствии с этими проблемами и распределился  материал по освоению традиционной культуры старообрядцев (семейских) Забайкалья

 Для апробации выпущенных материалов были  определены пилотные площадки:  Тарбагатайская СОШ, Новозаганская СОШ,  Бичурская СОШ №5, Хасуртайская СОШ, Заиграевский Дом народного творчества.  В выбранных  образовательных учреждениях участников проекта были проведены консультации руководителей каждого издания с  соавторами, собран методический материал  для формирования текста практической части УМК. В рамках методического сопровождения авторами на базе института педагогики и психологии были подготовлены и  проведены   методические (обучающие)  семинары для учителей  пилотных школ и  педагогов дополнительного образования -  авторов и соавторов изданий.  

  

1. Ценность  «Природа в культуре семейских» (Бабиков В.А. Ивлева А.М);

   

2. Ценность «Семья в культуре семейских» (Лопсонова З.Б. Хорошунова Л.В.); 

   

 

 

3. Ценность «Знание в культуре семейских» (Дагбаева Н.Ж.Иванова Н.Н.);с.4 второй, третий и 4 абзац. И с. 38.заголовок и первый, второй абзацы

4. Ценность «Здоровье в культуре семейских» (Содномова Н.Б-Ц, Онохова Л.А.);

   

  

 

5. Ценность «Труд в культуре семейских» (Васильева С.В. Ульянова О.Н.); 

6. Ценность «Искусство в культуре семейских» (Пазникова З.И. Заиграева Е.Г.); 

    

 

 

Научный консультант проекта,

д.и.н., профессор                                                         Васильева С.В.

 

Поделиться: