Субкультура русских старообрядцев представляет собой уникальный пласт традиционной русской культуры и содержит в себе огромный потенциал для этнокультурного образования детей. В Концепции государственной поддержки и продвижения культурно- исторических традиций семейских Забайкалья отмечается, что «внедрение в образовательный процесс организаций общего и дополнительного образования этнокультурного воспитания по истории и культуре семейских способно удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов».
Программа и ее содержание отражают основные компоненты этнокультуры и этнокультурного образования: мировоззренческий, историко-культурный, регионально-культурный, поведенческий, этнохудожественный, этнофилологический, и полиэтнический.
Специфика этнокультурного содержания реализуется на основе системно-деятельностного подхода, как методологической основы ФГОС НОО. C этой точки зрения содержание программы для млад- ших школьников предполагает организацию разного вида культурных практик, видов деятельности на этнокультурном, историкокраеведческом материале. Потенциал этнокультуры старообрядцев Забайкалья находит отражение в основных направлениях внеурочной деятельности учащихся: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное. Внеурочная деятельность организуется в различных формах: экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, круглые столы, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, культурные практики и др.
Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Программа учитывает такую особенность ребенка младшего школьного возраста, как его природную любознательность и открытость культуре, которая позволит эффективно приобщать и взращивать культуру в ребенке в процессе целенаправленной организации этнокультурного образования.
УМК разработан в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» (2012), Законом «Об образовании Республики Бурятия» (2013), требованиями Федерального государ- ственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.
Цель УМК « Мир культуры семейских Бурятии» 1-2 класс : формирование у учащихся начальных классов целостного представления о культуре и истории старообрядцев (семейских) Забайкалья, приобщение к традиционным ценностям старообрядческой культуры, развитие духовно-нравственных качеств личности и основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Задачи УМК:
Учебно-методический комплект «Мир культуры семейских Бурятии 1-2 класс» состоит из программы, учебника и рабочей тетради. Содержание комплекта учитывает социокультурные особенности региона, национальные и этнокультурные потребности народов, проживающих на территории Республики Бурятия.
Программа разработана для учащихся 1–2-х классов начальной школы. Содержание учебной программы ориентировано на интеграцию с программами дополнительного образования детей, разработанных со стороны культурных учреждений региона: музеи, библиотеки, театры и др. Программа решает ключевые воспитательные задачи, приобщая учащихся к культурным ценностям семейских, как своей этнической и социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям. Она служит ориентиром для разработки авторских программ и элективных курсов по ознакомлению учащихся начальной школы с культурно-историческими традициями русских семейских Забайкалья.
Основное содержание Учебника охватывает ключевые концепты культуры старообрядцев (семейских), проживающих на территории Республики Бурятия. Тематическое планирование имеет блочно-модульную структуру, которое представлено концентрическим способом с учетом возрастных особенностей обучающихся и видов деятельности.
1. Старообрядцы (семейские) Забайкалья: история и современность.
История заселения старообрядцев по территории Забайкалья. Семейские – кто они? Старообрядцы (семейские) – древняя ветвь русского народа. Прибытие первых поселенцев старообрядцев в Бурятию. Массовое переселение старообрядцев (семейских) в Забай- калье. Три потока заселения староверов в Забайкалье. Протопоп Аввакум Петров – первый ссыльный в Забайкалье. Потомки Авва- кума – старообрядцы, староверы, семейские как истинные последователи его учения. «Семейские» Забайкалья и «поляки» Алтая. Староверы – «кержаки». Старообрядцы – «каменщики». Старо- веры – «двоеданы». Староверы – «поморцы». Староверы – «некрасовцы». Старообрядцы – «кулугуры».
Русская старообрядческая диаспора – исторически сложившийся пласт современного дальнего и ближнего русского зарубежья, сохранивший древнерусское наследие. Староверы на территории Бессарабии (Молдавия), Причудья (Эстония), Риги (Латвия).
Старообрядцы – «липоване» в Румынии. Староверы Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии.
Церковный раскол XVII в. 1666-1667 гг. Старообрядческий крест. Крестное знамение. Двуперстие. О древности и истинности двуперстия. Старообрядческий храм и часовня. Старообрядческая иконопись. Почитание древних икон. Домашние иконы и богослужебные книги. Иконы «старинного письма». Меднолитой крестраспятие. Поклоны – поясные и земные. Подрушники. Лестовка – лестница (лествица).
Семья и семейный уклад. Жизнедеятельность традиционной старообрядческой семьи. Нераздельная семья. Малая семья. Примачество. Права и обязанности членов семьи. Распределение обязанностей в крестьянском доме. Роль старшего поколения. Обязанности стариков в семье староверов. Разграничение мужских и женских обязанностей по дому и по хозяйству. Общие трудовые обязанности мальчиков и девочек. Родословная летопись крепких крестьянских семей.
2. Материальная культура и быт старообрядцев (семейских) Забайкалья.
Застройка старообрядческих селений. Жилища семейских. Строение избы, типы и виды семейских домов, ворот, украшения ставен. Типы жилищ: круглый (четырехстенка), пятистенка и «связь» (шестистенка). Дом-пятистенок. Внутренний порядок размещения в доме. Понятия: красный угол, куть, печь, запечье, полок.
Традиционные усадьбы старообрядцев в семейских селах Забайкалья. Надворные постройки. Амбар. Завозня. Баня почерному. Ворота под кабаном. Погребица. Пунька. Дворы и стайки для домашнего скота. Зимовье в крестьянском хозяйстве.
Хозяйственная деятельность семейских. Земледелие, огородничество.
Огород семейских. Овощные культуры. Рискованное земледелие. «Садушки». Приметный день в народном календаре. Земледельческий календарь. Календарь семейских – вариант общерусского народного календаря. Старый новый год. Обрезание Господне. Святки. Сочельник. Рождество (у семейских Рожество). Крещение. Сретенье. Масленица. Евдокия. Сороки святые. Алексей. Благовещенье. Пасха. Егорьев день. Арина-рассадница. Никола Вешний.
День царя Константина и его матери Елены. Аграфена-купальница. Троица. Иван-травник. Петров день. Прокопьев день. Кирика и Улита. Пророк Илья. Первый спас. Второй спас. Преображенье. Успенье. Андриан и Наталья. Иван постный. Рождество Богородицы. Семенов день. Сдвиженье. Покров. Дмитриев день. Савва и Варвара. Спиридон-солнцеворот.
Народные промыслы и ремесла. Плетение, ткачество, вышивка, шитье, бортничество, гончарное и кузнечное дело. Художественное оформление жилищ. Резная обработка семейской избы. Плоскорельефная резьба. Пропильная резьба. Долбленая выемчатая резьба. Мебель в семейских избах. Широкая, массивная, деревянная кровать. Лавки со спинкой. Шкаф-посудник. Зыбка-качалка. Стулья со спинками. Подсамоварник. Художественное оформление мебели.
Ткачество. Ткацкий стан-кросна. Прядение. Прялки. Виды самопрялок.Гончарство.Глиняная гончарная посуда. Семейские кузнецы. Кузница. Изделия труда и быта. Шорничество – изготовление конской упряжи (сбруи). Рабочая повседневная упряжь. Праздничная и выездная упряжь. Бондарничество.Бондарь.
Домашняя утварь. Посуда, орудия труда, орудия земледелия. Пахотные орудия труда, огородные орудия труда. Серп – орудие жатвы. Коса-литовка. Деревянные грабли, вилы. Орудия для обработки конопли. Пахотное орудие – деревянная соха. Плуг. Борона. Ручной деревянный цеп-молотило. Конные молотилки. Ручные веялки. Ручные меленки-крупорушки. Пешня. Пехло. Строи- тельный инструмент. Деревянные кожемялки и железные крюки. Токарные станки. Орудия труда по женскому рукоделию.
Традиционная кухня семейских. Праздничная кухня, постная кухня. Понятия: мясоеды, посты. Названия постов в течение годо- вого цикла. Большие посты: Великий, Филиппов (или Рождественский), Петровский и Спасовский. Однодневные посты: Сдвиженье, Иван постный, среду и пятницу недели (кроме сплошной, перед Масленицей и Пасхой). Постные песни. Главное ритуальное кушанье семейских. Погребальные обряды забайкальских староверов. Прием пищи на поминальной трапезе.
Кухня старообрядцев Забайкалья. Квас – древний напиток семейских. Мясоед т.е. употребление скоромной пищи. Рацион питания семейских. Мучные и мясные изделия.
Народный костюм семейских. Одежда семейских. Будничная, праздничная, и смеретная одежда. Комплект мужской одежды у семейских. Женская взрослая одежда семейских. Мужская взрослая одежда. Детская одежда. Украшения. Головные уборы: Кички. Разноцветные ленты и специальный косник. Запонки с янтарной, коралловой или стеклянной вставкой. Разноцветный тканый пояс – украшение мужского и женского костюма семейских.
Праздничная и игровая культура семейских. Календарные праздники и обряды. Сезонные праздники, их связь с церковными праздниками. (Покров, Рождество, Пасха, Ильин день и др). Праздники и приметные дни осеннего и весеннего циклов народного календаря. Праздники старообрядцев – годовые (подвижные и неподвижные) и двунадесятые. Святки (от Рождества до Крещения), Масленица, Пасха, Троица. Иван-травник. Петров день. Ильин день.
Успенье. Покров. Месяцеслов семейских Забайкалья.
3. Декоративно-прикладное творчество семейских.
Домовая роспись семейских Забайкалья как часть декоративноприкладного искусства русского населения. Цвет в домовой росписи семейских. Узор в полосе, круге. Ковровая композиция. Основные мотивы в народной росписи семейских домов. Геометрический, растительный, зооморфный орнаменты в домовой росписи семейских Забайкалья. Домовая роспись внешнего и внутреннего убранства избы. Роспись домашней утвари, предметов быта, орудий труда. Самобытные семейские мастера домовой росписи. Профессиональные художники Бурятии – потомки старообрядцев.
Домовая резьба как эстетический код народной культуры. Домовая резьба – деревянный резной декор избы. Виды домовой резьбы семейских Забайкалья: плоскорельефная, пропильная, накладная, рельефная. Геометрические, растительные, зооморфные мотивы домовой резьбы. Мастера домовой резьбы.
4. Фольклор семейских.
Устное народное творчество семейских. Малые жанры семейского фольклора. Собиратели и исследователи фольклора семейских Забайкалья (Л.Е. Элиасов, Н.П. Протасов). Календарно-обрядовый фольклор (Масленица, Пасха, Покров). Произведения устной народной поэзии семейских Мухоршибири, Бичуры и Тарбагатая. Исследователи культуры, истории, фольклора семейских (А.Ф. Селищев, Ф. Ф. Болонев).
Музыкальный фольклор семейских. Колыбельные песенки, песни. Игровые, хороводные песни. Протяжные, игровые, плясовые, шуточные песни. Фольклорные коллективы Бурятии.
5. Книжная культура старообрядцев Забайкалья.
Книга в народной культуре семейских. Художественное оформление старообрядческих изданий (заставки, буквицы, концовки). Переплеты, обложки – деревянные и кожаные. Застежки, замкиобереги. Основные виды старообрядческой литературы. Духовная старообрядческая литература. Отношение к книге у старообрядцев. Азбука церковнославянская. Содержание старославянской «Азбуки». Рукописные и типографские традиции в старообрядческих изданиях. Старообрядческие библиотеки Забайкалья. Храмовая библиотека и частные коллекции. Старообрядцы-переписчики.
6. Говоры старообрядцев (семейских) Забайкалья.
Народные говоры и диалекты. Бытовая и обрядовая лексика.
Заимствованные слова от коренного населения Бурятии.
Согласно требованиям ФГОС НОО к планируемым результатам воспитания относятся ценностные ориентации, социальные компетенции, модели поведения. Программа приобщения младших школьников к истории и культуре староообрядцев позволит сформировать у учащихся следующие универсальные компетенции:
Личностные – готовность и способность к саморазвитию, индивидуально-личностные позиции, личностные качества.
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Краеведческий, историко- и этнокультурный материал по старообрядцам, включенный в содержание образования начальной школы, построен на интересе к познанию родного края, способствует формированию мотивации к учению. Блочно-модульное расположение учебного материала подводит обучающегося к восприятию культуры старообрядцев от элементарных представлений о материальной культуре, быте, фактах истории народа к сложному пониманию ценностных основ, и в конечном итоге, – формированию целостной картины мира. Создание культурно-образовательной среды в школе, этнопедагогизация процесса воспитания, активное вовлечение учащихся в различные виды деятельности (позна- вательной, проектной, исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.) и культурных практик будет способствовать формированию индивидуально-личностных позиций ученика к истории семьи, рода, духовным традициям народа и ценностям родного края. Реализация Программы способствует развитию личностных качеств ученика: самостоятельности, ответственности, бережного отношения к материальному и духовному наследию народа и способности к его сохранению и приумножению.
Образовательная работа в начальной школе направлена на духовнонравственное воспитание и развитие учащихся. С этой точки зрения этнопедагогический потенциал культуры старообрядцев формирует ценностно-смысловые установки учащихся: уважение к старшим, трудолюбие, доброжелательность, экологическое отношение к окружающей природе, готовность глубже познавать историю и передавать традиции своего народа. Содержательное ядро программы и логика построения нацелены на формирование целостного, социальноориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Культура старообрядцев, сосредоточенная в фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, книжной культуре содержит огромный воспитательный потенциал в развитии эстетических потребностей, ценностей и чувств младших школьников. Культура взаимоотношений в семье способствует развитию навыков сотрудничества, традиции ответственного отношения семейских к труду формируют мотивацию к творческому труду, стремлению к достижению результата.
Метапредметные –освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Содержание Программы предполагает организацию активной познавательной деятельности обучающихся с использованием речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Освоение учащимися историко-культурного материала предполагает использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Процесс познания исторических фактов и традиций жизненного уклада старообрядцев направлен на овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Литературные тексты, самобытный фольклор староообрядцев способствуют овладению навыками смыслового чтения, умению осознанно строить речевое высказывание, вступать в коммуникацию со сверстниками. Рассказы педагога подводят детей к самостоятельным рассуждениям, установлению причинноследственных связей, элементарным обобщениям. Программа вво- дит детей в мир ценностей материальной и духовной культуры старообрядцев, что решает задачу овладения начальными сведениями о сущности традиций и обрядов, экологического отношения семейских к окружающей природе, родной земле. Интегрированность историко-культурного материала способствует овладению детьми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Планируемые результаты освоения Программы в 1 классе
Планируемые результаты освоения Программы по приобщению к истории и культуре старообрядцев (семейских) Забайкалья в 1 классе представлены через универсальные учебные действия младших школьников:
Личностные УУД:
– положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
– готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
– умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
– бережное отношение к истории, культуре родного народа;
– интерес к чтению и слушанию познавательных текстов и худо-жественных литературных произведений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– организовывать свою деятельность, готовить рабочее место;
– с помощью учителя принимать учебно-познавательную задачу;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
– с помощью учителя оценивать результаты решения постав-ленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные УУД:
– осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебного пособия, рабочей тетради, из личного опыта общения с людьми;
– под руководством учителя применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов;
– целенаправленно наблюдать исторические объекты и описывать их;
– пользоваться простыми условными обозначениями;
– осуществлять поиск информации, необходимых для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах.
Коммуникативные УУД:
– строить речевое высказывание в устной форме;
– кратко отвечать на вопросы и задавать вопросы;
– адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклас-сниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнерам по общению; – проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Предметные результаты:
– воспринимать познавательные тексты;
– пользоваться географической картой;
– называть и показывать на карте Бурятии места поселений компактного проживания семейских;
– работать с иллюстрациями учебника;
– различать атрибутику русской православной церкви и русской старообрядческой церкви;
– иметь общее представление об особенностях старообрядческого храма и часовни;
– выполнять правила культурного поведения в старообрядче-ском храме и часовне;
– понимать особенности приветствия в семье семейских;
– составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи;
– понимать традицию именования мальчиков и девочек в семье старообрядцев;
– рассказывать об особенностях мужского и женского труда в семье семейских;
– рассказывать об обязанностях мальчика и девочки в старооб-рядческой семье;
– иметь представление о видах семейских изб;
– иметь начальное представление об истории строительства жилища семейских;
– иметь представление о традиционной кухне семейских;
– различать одежду семейских, выделять отличия в сравнении с русскими, бурятскими костюмами;
– иметь представление о календарных праздниках семейских;
– иметь общее представление о фольклоре семейских;
– иметь представление о богослужебной литературе старообрядцев.
Планируемые результаты освоения Программы по приобщению к истории и культуре старообрядцев (семейских) Забайкалья в 2-м классе представлены через универсальные учебные действия младших школьников:
Личностные УУД:
У учащихся формируются:
– положительное отношение, учебно-познавательный интерес к приобретению знаний, к освоению способов познания истории и культуры семейских Забайкалья;
– познавательная активность, наблюдательность, вниматель-ность, любознательность, воображение;
– понимание личной ответственности в сохранении традицион-ной культуры и истории семейских Забайкалья;
– способность оценивать и желание улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности;
– осознание себя членом семьи старообрядца, гражданином России и воспитание в себе желания стать достойным человеком:
верным другом, заботливым членом семьи, патриотом малой Родины;
– чувство любви и уважения к традиционной культуре и истории семейских;
– понимание того, что старообрядцы или семейские Забайкалья часть русского народа; что родной край, Бурятия – часть России, многонационального государства.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
– с помощью учителя и с одноклассниками оценивать недоста-точность знаний, определять учебно-познавательные задачи, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;
– с помощью учителя и с одноклассниками планировать учебные действия для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, с помо-щью учителя корректировать свои действия, проверять правильность их выполнения, выявлять причины ошибок и исправлять их;
– с помощью учителя осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
– с помощью учителя и с одноклассниками осознавать учебно-познавательную задачу и целенаправленно решать ее;
– характеризовать объекты материальной культуры семейских, выделяя их особенности, отличия от общей русской культуры;
– по выделенным учителем основаниям осуществлять анализ, сравнение, классификацию объектов материальной культуры семейских Забайкалья;
– под руководством учителя (взрослого) выбирать источники информации для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в процессе поисковой, исследовательской деятельности.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
– под руководством учителя (взрослого) обмениваться инфор-мацией по истории и традиционной культуре семейских Забайкалья, собранной из разных источников;
– выражать свои мысли, чувства в устной форме, донося свое мнение, отношение, оценку событий и др.;
– составлять небольшие информационные сообщения с испо- льзованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам;
– участвовать в диалоге, общей беседе при обсуждении инфор-мации по истории и культуре семейских Забайкалья, соблюдая правила культуры общения, уважения и взаимопонимания;
– слушать мнение одноклассников, быть готовым вежливо отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к другим высказываниям.
Предметные результаты:
Ученик научится:
– рассказывать события (фрагменты) из истории переселения старообрядцев по территории Забайкалья;
– находить и отмечать на карте Бурятии поселения компактного проживания семейских;
– определять особенности старообрядческих крестов;
– рассказывать о расколе русской православной церкви;
– выделять характерные элементы материальной культуры и быта старообрядцев (семейских) Забайкалья;
– рассказывать об устройстве жилища семейских;
– рассказывать о хозяйственной деятельности семейских;
– различать праздничную и повседневную одежду семейских;
– рассказывать о календарных праздниках семейских;
– различать особенности устного народного творчества семейских;
– узнавать собирателя и исследователя фольклора семейских Забайкалья (Л.Е. Элиасов);
– понимать и различать декоративно-прикладное творчество семейских;
– получать информацию о книжной культуре старообрядцев Забайкалья;
– собирать дополнительную информацию по изученным темам;
– готовить небольшие презентации о материальной и духовной культуре старообрядцев;
– соблюдатьправила поведения на экскурсии.
Поделиться: