Амбар - хозяйственная постройка в усадьбе у старообрядцев – семейских.

Наиболее важной хозяйственной постройкой в усадьбе семейских являлся амбар. В связи с широким использованием зимовья, избушки и тепляка, как временного жилого помещения, амбар у семейских в качестве жилья не использовался. По назначению амбары делятся на несколько категорий. Самый распространенный, амбар «двойной» – пятистенный с «закромом» и «погребицей». Собственно, амбар не имел потолка, стены у него были круглые, не обтесаны, в сусеках хранились зерно и мука. В селах Бичура Бичурского района и Хасурта Хоринского района Республики Бурятия у больших амбаров были широкие двустворчатые двери – «завозни», через которые прямо с телеги сгружали зерно. В меньшей части пятистенного амбара – «анбарушке» – потолок и стены вытесывались. Там зимой хранили мясо, сало, а летом одежду, посуду и ящик (сундук). Амбарушку для продуктов часто мыли и убирали, там всегда было чисто. Там же находился вход в погреб, поэтому она часто называлась «погребицей».

В деревнях Красночикойского района привлекают внимание оригинально рубленые амбары с обтесанными угловыми выпусками бревен и замками, называемыми «ромба». Информаторы утверждают, что «ромбой» испокон рубились только амбары, так как углы получаются очень плотные и грызуны в них не могут проникнуть. Предамбарник (вероятно, меньшая часть амбара) у них назывался словами «казёнка», или «кладовка». Перекрытие амбара делалось без потолка по 15 слегам, почти вплотную лежащим друг к другу и напоминающим перекрытие белорусских хозяйственных клетей. И рубка углов, и перекрытие являются заимствованием с территории Речи Посполитой. Отдельная постройка – «амбар ямный» – сохранила в своей основе самую архаичную конструкцию. В ней находились сусеки для зерна и «яма» для хранения продуктов. В Красночикойском районе также были зафиксированы рассказы о двухэтажных амбарах, об «амбарах лопотных», для хранения одежды, реже встречающихся «мусорных» – для хранения старой домашней утвари и инвентаря. Передняя выступающая галерея амбара называлась «прианбарок», там стояли лопаты, грабли, висела сбруя.

За амбаром находилась «завозня» – крытое строение для хранения сельхозинвентаря с земляным полом и двустворчатыми воротами. Внутри завозни иногда делали «поветь» – настил для сена на высоких столбах. Зимой в завозне стояли телеги, а летом – сани, также там лежали косы, вилы, грабли. В с. Верхний Саянтуй Тарбагатайского района завозней назывался ямный амбар – напогребица с погребом.

П

Источники:

Л.А. Аболина, Р.Ю. Федоров ДВОРОВЫЙ КОМПЛЕКС СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ: СТРОИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ. Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 50.

Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в 18 - 20 веках. - Новосибирск. 1994.

Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья) (под редакцией Т.Б.Юмсуновой). – Новосибирск, 1999.

НА фото: Вход в амбар в селе Надеино в усадьбе старообрядца Зайцева, 2015 год. Автор фото Варанкина Е.В.

 

Поделиться: