Специальная одежда для покойника у семейских называется смерётная, или смертная. Этим названием подчеркивалось принципиальное отличие похоронной обрядности от утилитарных вещей обыденной жизни. Одежда шилась строже и была скромнее в расцветках, сарафаны были намного длиннее обычных, не использовались никакие украшения и пуговицы. По поверью семейских, при жизни можно было шить такую одежду на швейных машинах. Если человек умирал и не имел готовой одежды, разрешалось шить только на руках, без единого узла и вперед концом иглы.
Женская смерётная одежда
Эту одежду старухи шили себе сами. Весь комплект состоял из кички, сорочки, венчика на лоб, накидки, ситцевого платка, рубахи из ситца в две полосы и третья раскошена. На ноги надевали колишки из сукна или плиса, чулки шили из ситца. Поверх покойника накрывали саваном — на все расходуется 20 м ткани.
Мужская смерётная одежда
Рубаха — шитая из сатина, ситца или саржи тёмных тонов, по талии подпоясанная узким тканым поясом, и кальсоны. Одетого накрывают саваном.
Рубаха шилась из светлых однотонных тканей, была длиной ниже колен, расклешенной к низу. Рукава прямые, ворот — стоячий. Станушка на такой рубахе отсутствовала.
Ткань для смерётного сарафана использовалась простая, хлопчатобумажная, шили из трех полос. Строго следили, чтобы на узорах ткани отсутствовала пятиконечная звезда как символ безбожества. Спереди выкраивался небольшой разрез с вязками или шнурками вместо пуговиц. Запон в женской смерётной одежде отсутствовал. Как объясняли сами семейские: «Зачем там нужен запон? Тут наработались».
Семейские шили на смерть и самодельные чулки из хлопчатобумажных однотонных тканей. Позднее, в советское время, стали покупать х/б чулки.
Калишки, матерчатые тапочки тёмных расцветок, шились из вельвета, бархата или сукна. Имели мягкую подошву. У щиколотки по краю пришивались три ушка, куда продевался длинный шнурок, который обматывался вокруг голени ноги крестообразно три раза (обязательно изобразить три креста). Получался вид лаптей с обмотками.
Кичка немного отличалась от повседневной. Рожок на кичке был небольшой и не очень плотный. Какие-либо украшения полностью отсутствовали. Кичка покрывалась небольшим хлопчатобумажным или кашемировым платком, завязанным концами на затылке. Поверх кички голова покрывалась вторым платком, концы которого не завязывались у подбородка, как всегда, а перекрещивались слева направо.
Саван готовился из белого ситца или коленкора. Полоса ткани складывалась вдвое, по росту покойника, и с одной стороны прошивалась белыми нитками. Обрядив покойника, его оборачивали в саван с головы до ног. Затем троекратно, крест-накрест, тело обвивалось длинной тесьмой или шнурком так, чтобы узел третьего креста тесьмы обязательно завязался на левой стороне тела покойника. Таким образом, следуя библейской легенде о воскресшем Лазаре, который был полностью обвит белыми пеленами, усопший старообрядец был целиком спеленут саваном. Лицо закрывалось краями савана слева направо на кладбище.
Атрибутами похоронной обрядности были также венчик, лестовка, рукописание.
Венчик — полоска бумаги, на которой рукописно или печатно выполнялись слова молитвы. Венчик пришивался к тесьме или атласной ленте и повязывался на лоб покойному. Венчик символизировал заработанный при жизни венец праведного жития и достойного представления усопшего перед Высшим Судьёй в ином мире.
Лестовка — кожаные старообрядческие чётки, которые помещались в левую руку покойника.
Рукописание — лист бумаги с записью разрешительной молитвы на старославянском языке. Рукописание являлось подтверждающим документом перед Судьёй о том, что умирающий исповедался и причастился. Если по какой-то причине исповеди и причащения не совершалось, рукописание не размещалось.
В.Ф. Иванов
Поделиться: