Художественное оформление

Это система специальных приемов и средств, воплощение которых делает книгу своеобразным произведением прикладного и изобразительного искусства. Основные ее элементы:

Вязь — специальный оформительский почерк, в котором слова заглавия переплетаются в узор.

Заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги. Композиция заставки симметрична относительно ее центра.

Инициалы — от латинского «initium» — «начало» — заглавные буквы, выделенные контрастным цветом и стилем написания, начинающие новый абзац, страницу внутри главы.

Концовки — художественные узоры, располагающиеся в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки. Существует несколько видов концовок. Концовки-воронки (текст к окончанию главы сходится в воронку), концовки растительного орнамента, концовки-виньетки, концовки-символы (например, крест).

Миниатюры или рисунки в красках (часто на особых листах). В основе данного термина лежит латинское «miniatus», что означает «раскрашенный». Таким образом, под миниатюрой подразумевалась красочная иллюстрация.

Полевые украшения — узоры на полях, по терминологии более поздних старообрядческих памятников — цветки.

Оформление рукописей различных толков (поповских и беспоповских) ориентировано на различные временные и стилевые особенности, традиции. Так, поморский стиль возник на основе так называемого московского барокко второй половины XVII в. Он представляет собой растительно-геометрический орнамент, сочетающий небольшие витиеватые плоскости с прорезями и элементы узколистных растений с цветами и северными ягодами, выполненный в благородных тонах с преобладанием бордового и зеленого цветов с умеренным использованием золота.

Орнамент гуслицких (поповских) рукописей представляет собой стилизацию под старопечатный. Для него характерны менее детализированный штрих, конструкции из широколистных трав, яркость красок и обилие золота. Обращает на себя внимание стремление гуслицких мастеров придать объемность изображению при помощи штриховки, передающей игру светотени.

Для обеих старообрядческих книжных традиций характерно оформление титульного листа в виде заставки-рамки, содержащей в своей внутренней плоскости название книги. Но если беспоповские рукописи представляют данное название либо вязью, либо орнаментированным полууставом, то для поповских книг характерна исключительно вязь, причем чрезвычайно сложного плетения и зачастую выполненная золотом. Еще одно отличие в оформлении титула связано с размещением вертикального изображения стилизованного цветка (часто в кисти руки). Поморские рукописи содержат его только на титуле, справа от рамки; гуслицкие — на следующей странице, справа от текста следующего песнопения. Для последних также характерен крупный орнаментированный инициал, открывающий сборник.

Орнаментальные мотивы в старообрядческих рукописях Забайкалья можно условно разделить на четыре большие группы: геометрические, растительные, зооморфные, солярные. Наиболее архаичные мотивы — геометрические. Известны забайкальские старообрядческие рукописи, «заставки» и «концов - ки» которых представляют собой «плетенки» (прямоугольной и округлой форм), сдвоенные ромбы, круги и квадраты-клетки.

Растительный орнамент занимает главенствующее место в художественном оформлении старообрядческих книг и рукописей (что вполне закономерно для представителей земледельческой культуры). Это наиболее обширная и подвижная группа узоров. Ей присущи многочисленные формы из фантастического и реального мира, изображения злаков, пышных букетов, кустов и даже целых деревьев.

К менее распространенным орнаментальным мотивам относятся стилизованные изображения Солнца и Луны. Среди них: круг в различном исполнении, овал в оформлении заставок, косой крест — как вариант элемента заставки.

К зооморфным изображениям относятся рыбы — «символы» Христа, символы евангелистов (Лука по христианскому канону всегда изображается с крылатым тельцом, Марк — с орлом, Иоанн — со львом, Матфей — с анге - лом) и своеобразный отголосок «чудовищного стиля» рукописей древнего Новгорода — некие существа с клювами, вписанные в инициалы. Однако наиболее часто в рукописях изображают «райских» птиц (павлинов) — в заставках, концовках или на вершине «цветка».

Антропоморфные мотивы представлены символическими изображениями фигур и отдельных частей человеческого тела (изображения евангелистов и других «отцов церкви»). Кроме того, встречаются своеобразные иллюстрации текста Священного писания — Христос и апостолы в момент «Преображения», дискуссия с фарисеями в храме и т.п. В старообрядческих рукописях часто встречается изображение кисти руки. Они лишены индивидуального характера, имеют символическое значение. Знак руки мог выступать как «перст указующий» на полях книг, напротив особенно важных фрагментов текста, рядом с пометой «зри».

Традиционные цвета для старообрядческих рукописей Забайкалья — желтый (золото), красный (багровый), синий, зеленый.

Переплеты отличаются большим разнообразием. На территории Бурятии можно встретить как традиционный московский переплет — доски в коже с тиснением, так и кустарные переплеты из досок, фанеры и картона. Основа может быть обтянута гладкой кожей, тканью (дорогой, например, бархатом, и попроще) или обклеена бумагой. Очень редко встречаются роскошные переплеты с накладными украшениями. Интересно, что в 1930-х гг. многие печатные и рукописные издания имели переплеты от других книг — учебников (например, Курс физики, М., 1937) или справочников (Справочник комбайнера, М., 1935).

Поделиться: