Старообрядческие библиотеки

 

Для забайкальского региона характерно наличие достаточно большого количества старообрядческих библиотек рядовых верующих, уставщиков, священников. В настоящее время многие из них прекратили свое существование, и учеными ведется работа по реконструкции этих книжных собраний, например, собрание епископа Иркутского и Дальневосточного Афанасия.

В забайкальских старообрядческих деревнях XIX-XX вв. было немало грамотных сельчан, обученных местными уставщиками церковно-славянскому чтению и письму по старинным правилам — «…первое убо в начале буквам, сиречь азбуце; потом часовнику и псалтири и прочим божественным книгам…». Освоившие Псалтырь считались «книжными» людьми и помогали уставщикам, проповедующим в своих селах основные мысли древлеправославных книг. Во многих забайкальских сёлах уставщики вплоть до 30-х годов прошлого века вели «просветительскую работу» — пересказывали Евангелие, Псалтырь, Апокалипсис.

Чаще всего книги и рукописи передавались по наследству — они имелись во многих семьях и передавались от отцов детям, по мере возможности пополняясь другими, более новыми изданиями. Многие недостающие издания покупались и заказывались забайкальскими книжниками в других деревнях и городах, причем нередкими были книги и рукописи из Москвы и ее окрестностей. Дарили книги не часто, в основном очень близким людям. Не редкость в старообрядческой библиотеке была и чужая книга — их никогда не отказывали «дать почитать». Эта традиция сохранялась в Забайкалье вплоть до наших дней. Таким образом, несколькими путями на протяжении двух последующих веков складывался круг необходимых для старообрядческого дома книг — Апостол, Евангелие, Псалтырь, Часовник, Скитское покаяние, Златоуст, Шестоднев, Минея, Канонник, Цветник и др.

Достоверно можно выяснить лишь состав тех старообрядческих собраний, формирование которых относится к концу XIX — первой половине XX вв. Наиболее значительная для нашего региона библиотека (состав которой удалось восстановить, объединив сведения из архивов и нескольких книжных коллекций) — это собрание епископа Белокриницкой иерархии Афанасия Иркутско-Амурского.

В 30-е гг. ХХ в., период репрессий и гонений, большое количество старообрядческих библиотек были спрятаны или уничтожены различными способами: прятали книги «в скалах» (пещерах), закапывали в лесу, в огородах и во дворе, сжигали, топили в проруби, скрывали в подполье или на «вышке». Многие книги из старообрядческих церквей и часовен были сожжены или увезены. В последующие годы нередкими стали похороны уставщиков вместе с принадлежавшими им книгами. Эта традиция сохранилась в некоторых селах и в настоящее время. Во второй половине ХХ в. библиотеки уставщиков Забайкалья формировались, как правило, из литературы, передаваемой хранителю жителями одного населенного пункта.

В настоящее время, по сравнению с серединой ХХ в., уставщические библиотеки в Забайкалье значительно уменьшились в объеме. Исчезла из этих собраний полемическая литература. Кроме того, все чаще в роли уставщиков выступают пожилые женщины, что прежде было невозможно. Типичной для современных небольших селений является небольшая библиотека примерно из 4-5 книг конца XIX — начала ХХ вв.: Псалтырь, Часовник, Октоих, Златоуст и Азбука, редко — рукописные молитвенники или сборники небольшого формата. Уставщические библиотеки иногда включали в себя не только необходимую каноническую богослужебную и нравственно-учительную литературу, но и рукописные сборники с молитвами-заговорами, как правило, довольно позднего написания.

Церковных старообрядческих книжных собраний в современном Забайкалье немного. Они были полностью уничтожены в 30-е гг. ХХ в. вместе с закрытием всех старообрядческих церквей, часовен, молебных домов. Лишь спустя 60 лет начался процесс их восстановления. В последние годы наметилось несколько путей формирования храмовых книжных собраний. Во-первых, самым необходимым набором книг церкви обеспечиваются централизованно из старообрядческих архиепископий (Москва, Новозыбково). Кроме того, в храм передают свои книги уставщики и «грамотные» старики. Вновь появилось понятие «проклад» — в храм отдают книги по завещанию умерших. И, наконец, книги и рукописи привозят с собой сами священники вновь открываемых церквей. В составе современных храмовых библиотек в основном богослужебная литература конца XIX — начала XX вв. и современные репринтные издания.

Поделиться: