Храмы

Практически сразу после своего водворения на территорию Забайкалья семейские стали налаживать свою церковную жизнь. Поначалу богослужение велось по домам, однако иногда удавалось построить молельный дом, как это было сделано в 1775 г. в Мухоршибири, или даже часовню, как это было сделано в 1788 г. в Урлуке. Постройка часовен и тем более церквей была сопряжена с большими трудностями. Несмотря на это, в 1794 г. семейские написали прошение на разрешение построить свою церковь и вести в ней богослужение по своим книгам. Тогда построить церковь не разрешили, но они продолжили организовывать молельные дома и строить часовни. Так, в 1801 г. часовня была построена в Савичах. Позже администрация, уступая напору верующих, пошла на некоторые уступки, и в 1809 — 1813 гг. в крупных семейских сёлах были построены старообрядческие часовни «с колокольнями, куполами и крестами». Такие часовни появились в Шеролдае (1809 г.), Тарбагатае (1810 г.), Десятниково (1811 г.), Бичуре (1813 г.) и Нижнем Жириме (1817 г.). Также часовни были в сёлах Новая Брянь, Харауз, Никольское, Хасуртинское и две — в Окино-Ключах. Несмотря на выход в 1826 г. запрещающего правительственного манифеста, старообрядцы находили возможности его обходить. Так, в 1829 г. в Куйтуне «самовольно раскольниками» был построен молитвенный дом, а в Хонхолое часовня. В 1834 г. в Бурнашёво была построена часовня «без колокольни с билом и крестом». В Куналее в 1833 г. «с дозволения» окружного начальника Протопопова была построена старообрядческая церковь с колокольней и «с тремя главами». Тем не менее начавшееся похолодание в конфессиональной политике сказалось и на жизни семейских. В 1837 г. была закрыта часовня в Нижнем Жириме, а в 1839 г. местное чиновничество предприняло акцию, направленную на снятие со старообрядческих часовен крестов и колоколов. Сначала был снят колокол с часовни беспоповцев в с. Окино-Ключи, а в ночь на 3 февраля 1839 г. заседатель Петров приехал в Шеролдай (ныне Шаралдай), чтобы снять кресты и колокола с местной старообрядческой часовни. В ответ на это старообрядцы сняли и спрятали колокола. После безрезультатных поисков заседатель закрыл и запечатал часовню. Через день он запечатал часовню в Мухоршибири. Также были запечатаны часовни в сёлах Нижнежиримском и Бурнашёвском. Позже шеролдайские старообрядцы, руководимые своим уставщиком Захаром Суменковым, «самовольно распечатали» часовню. Их примеру последовали старообрядцы с. Мухоршибирь, что привело к крайнему недовольству начальства. Всего, согласно статистическим отчётам местных чиновников, в Верхнеудинском округе на момент 1839 г. у старообрядцев было 14 часовен, 7 молитвенных домов и 1 церковь. Наряду с подсчётом явных зданий культа, чиновникам было не под силу учесть количество «секретных молелен», о существовании которых писали сами миссионеры. Например, одна была в доме тарбагатайского уставщика Ивана Чебунина, а другая — в доме пестерёвского старовера Федота Заиграева.

А.В. Костров

 

Поделиться: