Царизм и старообрядчество в XVIII веке

Старообрядчество в Забайкалье, равно как и в других провинциях им¬перии, находилось под постоянным надзором властей, официальной церкви и миссионеров. Отношение губернских и местных властей к старообрядцам определялось колебаниями государственной политики, происходившими вследст¬вие изменения обстановки в стране и за ее пределами.

Старообрядчество России в XVIII в. переживало бурный рост и развитие. Петровские реформы, резко сломавшие многие из древнерусских традиций, усилившие крепостнический режим и налоговый гнет в стране, способствовали распространению взглядов о близком конце света, выразившихся, в частности, в теории «Петра I – антихриста». Своих епископов у староверов не было, и когда в конце XVII в. стало исчезать священство, получившее свой сан еще до Никона, старообрядчество распалось на поповщину и беспоповщину, которые в дальнейшем разделялись на все новые и новые направления. В поповщине стали принимать беглых священников от официальной церкви с тем или иным «исправлением», а в беспоповщине сочли, что вся «никоновская» священная иерархия принадлежит миру антихриста, и в наступившие «последние времена», когда весь нормальный порядок жизни вообще разрушен, позволительно обходиться без духовенства. От последствий реформ Петра и от конфессиональных преследований бежали и поповцы, и беспоповцы; они были значительной составляющей общего потока беглецов, направлявшихся в Сибирь.

В 60-90-е гг. XVIII в. главенствовала тенденция либерализации законов в отношении староверов, начало которой было положено в правление Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.), продолжено в недолгое царствование Петра III (1761 – 1762 гг.), но наиболее ярко религиозная терпимость проявилась в законодательстве Екатерины II (1762–1796 гг.). «Просвящённая монархия» сделала попытку вписать гонимое старообрядчество в общую государственную структуру. Основными мерами правительства Екатерины II в «раскольнической политике» явилось издание следующих указов: «прощение» заграничных раскольников и разрешение им вернуться на родину с предоставлением ряда льгот (1762 г.), закон о праве раскольников не брить бороды и носить неуказное платье (1764 г.), упразднение раскольнической конторы и передача дел о старообрядцах в ведение общегосударственных органов власти (1764 г.), закон о даровании староверам права свидетельства на суде (1769 г.), освобождение их от двойного оклада и запрещение употреблять в официальных документах слово «раскольник» (1782 г.), легализация старообрядческих типографий в пределах Империи (1783 г.), наконец, закон о разрешении выбирать староверов на общественные должности (1785 г.). Эти и ряд других законодательных актов были направлены на соглашение с умеренным старообрядчеством и постепенное урегулирование отношений со старообрядчеством радикальных толков.

В 60-е гг. XVIII в. значительная часть старообрядцев, бежавших в Польшу, была возвращена в Россию и переселена в Сибирь. После фактически неудачной попытки 1734 г., в 1764 г. правительством Екатерины II было начато второе переселение старообрядцев из польских пределов. В Россию было переселено более 4 тыс. человек (23 партии) - из Польши в Калугу, отсюда (преимущественно водным путём) - в Казань по рекам Оке и Волге, далее 8 партий ушли на Екатеринбург, остальные 15 были отправлены в Соликамск, на Верхотурье и Тобольск, а уже оттуда распределены для поселения в Барабинских степях, на Алтае и в Забайкалье.

К концу XVIII в. старообрядцы проживали уже в 30 поселениях Забайкалья. В этот период государство предоставило им некоторую свободу вероисповедания. Забайкальские семейские, населявшие пограничные районы, были освобождены от двойного оклада, получили для поселения хорошие земли. Давление официальной церкви старообрядцы ощущали не более чем остальные старожилы.
В Забайкалье, согласно архивным данным, в XVIII в. были переселены беглопоповцы. Тогда же в регионе появляются представители беспоповских толков – поморцы и федосеевцы, однако число их было крайне невелико (не более 10%). Такое соотношение сохранялось и все последующие периоды. В конце XVIII в. в среде староверов с.Бичура появляется толк, получивший название «идолопоклонников». Молитвы идолопоклонников мало чем отличались от молитв старообрядцев - поповцев. Разница заключалась лишь в том, что идолопоклонники совершали богослужения не в молитвенном доме, а под открытым небом у «священного» пня или камня (идола). Венчание идолопоклонники совершали так же возле идола, крещение - дома, а погребение умершего устраивалось без отпевания. Икон они не держали в доме, жили замкнуто, запрещали песни, пляски и другие развлечения. Толк просуществовал до середины XIX в.

На рубеже XVIII-XIX вв. в семейских селах Бичура, Мухоршибирь, Большой Куналей был известен малораспространенный толк «землепоклонников», объединявший верующих, не признававших икон, священников, уставщиков. Они поклонялись земле, считая ее творением божественной силы. Молитвы осуществляли в поле.

С.В. Бураева

 

Поделиться: