Старообрядчество России: направление миграционных потоков и расселение

 

 

Говоря о конфессиональном анализе русской эмиграции, нельзя не выделить старообрядчество. Эта конфессиональная группа русских  издавна устремлялась на поиски лучшей жизни. Их переселению на новые земли способствовали не только поиски легендарного Беловодья, но и известные  религиозные гонения, социально – политические и социально – экономические условия жизни.

Эти и ряд других причин привели в свое время старообрядцев России из Поволжья, Урала, Сибири, Алтая, Забайкалья, а также зарубежья (Австрия, Румыния, Турция) на Дальний Восток (Приамурье и Приморье ). Обилие пустующих земель, богатые охота и рыбалка, малозаселенность края, определенная религиозная свобода были весьма привлекательны для старообрядцев различных направлений, толков и согласий. Природная энергия, умение в короткие сроки приспособиться к новым условиям жизни, завидное трудолюбие способствовали их быстрой адаптации на Дальнем Востоке.

Уже в 1690-х г.г. на реке Выг, между Онежским озером и Белым морем, обра­зовалось такое первое, позже ставшее многотысячным, полумонастырское посе­ление, которое в начале XVIIIвека, при братьях Денисовых, стало наиболее влиятельным старообрядческим центром в России.

На северо-западе центром старообрядчества стал сначала Новгород, где не­кий Феодосии Васильев развил духовно весьма радикальное движение так назы­ваемых беспоповцев-«федосеевцев». Когда местные власти начали их преследо­вать, то Феодосии Васильев в 1696 г. ушел за границу в северо-западные районы заселенной русскими Литвы, в частности в Невель, который и стал важным фе-досеевским центром на долгие годы. Вокруг Невеля стало селиться все больше и больше эмигрантов-беспоповцев, и там Феодосии создал первое заграничное старообрядческое поселение беспоповцев-бракоборцев. В течение всего XVIII в. беспоповцы переселились в Эстонию и Северную Литву.

Если беспоповцы организовывали свои центры по преимуществу на Севе­ре и частью уходили оттуда за границу и на восток, к Уралу и в Сибирь, то по­повские поселения стали возникать на юго-западе и юге. Одним из важных промежуточных сосредоточений поповцев стала Калуга и ее окрестности, а от­туда они потянулись и дальше – за границу Московской Руси, в заселенные то­же русскими южные области Великого княжества Литовского.

«Стародубье – местность, расположенная вокруг г. Стародуба, объеди­нившая в прошлом несколько уездов северной части Черниговской губернии (Стародубский, Новозыбковский, Сурожский). Здесь с 1699 г. возникло несколько поселений старообрядцев, бежавших от гонений господствующей Церкви. Основателем первого поселения на р. Ревне был московский священник Кузьма. В 1670 г. здесь уже было четыре слободы: Белый Колодезь, Синий Колодезь, Шелома и Замешево. Немного позже возник посад Митьково, или Митьковка, основанный выходцами из Тульской и Калужской губ... И в настоящее время существуют города и селения с многочисленным старообрядческим населением: Клинцы, Святск, Климово, Митьковка, Воронеж, Служки, Новозыбков (в настоящее время относятся к Брянской области)».

«Ветка – остров на р. Сож, а также слобода, основанная старообрядцами в 1685 г. неподалеку от г. Гомеля и получившая свое прозвание по имени острова. В дальнейшем Веткой стала называться вся обширная местность, населенная старообрядцами.  Связь Ветки с Россией облегчалась тем, что русско-литовская граница лежала в густых, малопроходимых и малоохраняемых лесах Гомелыцины и Стародубья. На две трети столетия Ветка стала главным центром старообрядцев-поповцев, откуда они неоднократно делали не очень удачные попытки восстановить свою старообрядческую епископскую иерархию. Немало поповцев прошло дальше на юго-запад, поселившись на Волыни и в Подолии. Ветка процветала до 1760-х гг., но в 1762 г. сначала Петр III, а затем Екатерина II провозгласили свободу ве­рований старообрядцев; Екатерина даже пригласила их вернуться на родину и основать, по преимуществу в южной части Среднего Поволжья, свои собствен­ные поселения. Для «поощрения» реэмиграции в 1764 г. русские войска пере­шли границу и заняли Ветку, разогнали руководителей ее общины, и тогда большинство ветковцев переселилось обратно в Россию, по преимуществу в пу­стынные в то время районы Нижней Волги, где их духовным центром стали мо­настыри на Иргизе.  «Иргиз – местность в степном левобережье Волги, вдоль р. Б. Иргиз (ныне Саратовская область), где по манифесту имп. Екатерины II от 4 дек. 1762 г. было разрешено свободно поселяться и отправлять богослу­жение возвращавшимся из Польши старообрядцам (в основном выходцам с Ветки).

  Эмиграция из Средней России на юг и затем в Турцию была сравнительно малочисленной, то переселение старообрядцев на восток, в Поволжье, на равнины между Волгой и Уралом, на Урал и дальше в Сибирь приняла массовый характер. 

В конце XVIII века в самой Москве образовалось два очень влиятельных ста­рообрядческих центра: поповское Рогожское кладбище и беспоповское Преоб-раженское кладбище. Они назывались «кладбищами» потому, что первоначаль­ное разрешение властей дано было только на кладбище для похорон старообрядцев – жертв холеры в 1790-х г.г., но там очень скоро были созданы мо­настыри, дома для престарелых и сирот и, наконец, - полуофициально – старооб­рядческие церкви. В первой половине XIX века Рогожское и Преображенское по­селения стали главными капиталистическими, финансовыми, промышленными и торговыми узлами России.

 Как отмечает  С.А. Зеньковский   «...новая страница в истории староверческой эмиграции началась в XX веке, ког­да староверы стали переселяться за океан. Еще до войны 1914-1918 г.г. несколь­ко тысяч староверов переселилось из Курляндии в Соединенные Штаты, где они осели по преимуществу в Пенсильвании, в частности в городах Ири и Марион. После революции и во время Гражданской войны много староверов из Европей­ской России также эмигрировало на Запад, по преимуществу во Францию и в Аме­рику.

С востока России, с Урала и из Сибири, немало старообрядцев ушло в Ки­тай, откуда, когда коммунисты захватили там власть в конце 1940-х и в 1950-х гг. они перебрались: часть – в Соединенные Штаты, часть – в Австралию и Бразилию. Из Бразилии большинство их позже переехало тоже в Соединенные Штаты, главным образом в штат Орегон. Старообрядцы Турции, в свою очередь, ввиду все растущего турецкого национализма оставили свои поселения, где прожили почти двести лет. Большая часть их до Второй мировой войны вернулась в Россию и осела главным образом на Дону.

В состав «второй» русской эмиграции в Америку после Второй мировой вой­ны вошло некоторое количество старообрядцев, по преимуществу из донских и терских казаков, осевших в штате Нью-Джерси, где они образовали свои общи­ны в районе Лэйквуда. Таким образом, в результате войн и революций XX века старообрядцы оказались разбросанными не только по Европе и Азии, но и по за­океанским континентам.

 

 С.В. Васильева

Поделиться: