Формирование на Дальнем Востоке старообрядческого населения – очень интересный процесс, а сам путь перемещения и формирования данной историко-этнографической и конфессиональной группы имеет ряд определенных особенностей. Причины переселения конфессиональных групп русских крестьян в дальневосточный регион – преследование властей и господствовавшей православной церкви, экономические утеснения на родине и хорошие условия хозяйствования на Дальнем Востоке, отсутствие податей, воинской повинности и относительная религиозная свобода. У старообрядцев были и другие мотивы переселения на восток: это прежде всего поиски утопической свободной страны Беловодье, а также стремление завладеть по праву первопроходцев наиболее выгодными промысловыми и земельными угодьями, завести торгово-обменные отношения с аборигенами.
Ареал миграции русских крестьян на восток России довольно обширен: это и центральные губернии страны, Поволжье, Урал, Сибирь, Алтай, Забайкалье. Русский пласт казаков и крестьян, поливариантный в своей основе, был первым среди восточных славян, сформировавших здесь постоянное население.
Крестьянские переселения в низовья Амура начались в 1855 г. Это было 50 русских семей из Иркутской губернии и Забайкальской области (474 душ обоего пола). Они поселились в устье Амура и образовали ряд селений. Эти переселенцы были доставлены на Амур за счет казны; им был предоставлен целый ряд льгот.
Успешнее, чем низовья Амура, заселялось крестьянством Амурская область с более благоприятным климатом. Переселение начинается с 1859 г. и появляются следующие деревни и селения: Белогорье, Новоастраханская, Черемховская, Александровское, Воскресенское, Высокое, Никольское; жителями которых стали в основном русские – выходцы из Енисейской губернии и Забайкальской области.
Уже к 1901 г. в амурской области насчитывалось 152 деревни и новых переселенческих пунктов. Часть из них была основана приверженцами официального православия – русскими из центральных областей России, и немало деревень было создано представителями конфессиональных групп – старообрядцами, молоканами, духоборцами.
Всего с 1861 г. из европейской России, Урала и Сибири на Дальний Восток прибыло 11 634 крестьян – переселенцев, большая часть которых (68,2%) расселилась в Амурской области. После 1882 г. с принятием правительством ряда дополнительных мер переселение в дальневосточный регион стало более интенсивным (1).
Общие итоги переселенческого движения на Дальнем Востоке в первое сорокалетие пореформенного периода были таковы: с 1861 по 1901 гг. в край прибыли 116 616 человек, из которых 81,8% составляли крестьяне (2) .
Старообрядцев привлекали условия жизнедеятельности, которыми располагал дальневосточный регион: земельный простор, таежные и водные угодья, отсутствие воинской повинности, податей, опеки со стороны местных властей. Но главное – религиозная свобода. На Дальнем Востоке старообрядцы стремились найти глухие места, где можно было не сталкиваться с местными чиновниками, священниками и «мирскими», где можно обрести религиозную свободу. В подавляющем большинстве старообрядцы покидали родные места именно из-за религиозных преследований со стороны государства и церкви.
В Приамурье старообрядцы интенсивно стали переселяться в 60-е годы Х1Х в. они селились отдельными деревнями, преимущественно вдоль рек Зеи, Буреи, Белой и Томи. Первыми были старообрядцы-беглопоповцы, прибывшие из близлежащего Забайкалья, так называемые семейские.
По своему конфессиональному составу старообрядцы-семейские были однородны: помимо беглопоповцев среди них были группы приемлющих священство и не приемлющих его, причем в 1865-1868 гг. доля поповцев составляла более 95%. За беглопоповцами - семейскими начали прибывать другие группы старообрядцев – поповцы и разные толки беспоповцев из Забайкалья, Енисейской, Пермской губерний. В 1862 г. их было уже 138 душ, в 1866 г. – 280 душ обоего пола. В 1865 г. в Зейско-Буреинском районе Амурской области насчитывалось 10 старообрядческих деревень: Ключи, Никольская, Александровская, Высокая, Платова, Ключевская, Заливная, Астраханка, Москвитинка и заимка Киселева (3)
Переселение старообрядцев в Амурскую область продолжалось и в последующие годы. Старообрядцы, несомненно, поддерживали связи со своими земляками, оставшимися на родине. Слухи о привольной жизни на Амуре, широкая возможность для религиозной свободы были, пожалуй, главным стимулом к переселению новых групп старообрядцев в Приамурье в 80-90-е годы. Численность старообрядческого населения в Амурской области увеличивалась год от года. Некоторые из них подселялись к своим единоверцам в ранее созданные деревни. Но большинство образовали в эти годы новые староверческие поселения: Белый Яр, Бирму, Введенскую, Верхнее-Белую, Каменку, Куликовку, Кулустай, Лиственничную, Мараган, Молчановку, Новую Селитьбу, Тарбагатай. Наибольший контингент переселенцев дали Енисейская, Томская, Иркутская, Вятская, Самарская, Саратовская губернии и особенно Забайкальская область.
Всего к концу 90-х годах в Зейско-Буреинском районе Амурской области старообрядцами было основано около 30 деревень, не считая отдельных заимок и мелких поселений, основанных далеко в таежной глуши и, очевидно, неизвестных местной полиции. Здесь же в Амурско-Зейской, Бельской, Завитинской и Томской волостях сосредоточилось основное старообрядческое население.
В конце 60-х годов Х1Х в. в Южно-Уссурийском крае появились компактные группы старообрядцев - семейских. Укрепляя свои позиции на Тихом океане, царское правительство в середине Х1Х в. решило создать хороший порт в более южных гаванях региона. Для этих целей был выбран порт Аян на Охотском побережье. Чтобы обеспечить прочное сухопутное сообщение Аяна с Сибирью, решили увеличивать население на малолюдном тракте от Аяна до Якутска за счет желающих переселиться сюда крестьян из близлежащего Забайкалья и Иркутской губернии. На призыв откликнулись и старообрядцы - семейские Мухоршибирской, Куналейской и Тарбагатайской волостей Забайкальской области, расположенных по берегам р. Селенги (почти 600 чел.). Большинство из них поселились в 1852 г. в долинах рек Мая и Алдан, образовав по тракту несколько почтовых станций. (6)
После 1867 г. с прекращением деятельности Российско-Американской компании и открытием южных портов на юге Дальнего Востока России почтовый тракт между Аяном и Якутском утратил свое значение и был закрыт. Аянские крестьяне стали проситься на родину. Часть из них позднее переберется в Южно-Уссурийский край.
Такой была ситуация со старообрядческими общинами в южной части Дальнего Востока в дореволюционный период. С началом гражданской войны и коллективизации в Сибири, на Алтае и в Забайкалье в дальневосточный регион перебирается оттуда немало старообрядцев. Селились они в основном в таежных районах Приморья, в том числе на побережье Японского моря, где еще сохранились совершенно безлюдные места. Когда коллективизация добралась до Приморья, значительная часть зажиточного старообрядческого населения с верховьев р. Уссури и ее притоков направлялась на побережье Японского моря, в бассейны таежных рек Бикин и Иман. В основном это были жители таежных селений Варпаховки, Виноградовки, Каменки, Кокшаровки и хуторов, расположенных по р. Даубихэ и Улахэ. У многих из них на побережье уже жили родственники, что значительно облегчало обустройство на новом месте. Переезжали на побережья и старообрядцы Амурской области – участники гражданской войны на стороне белых и японских оккупантов.
Такова в основных чертах непростая история появления первых и последующих волн Забайкальских старообрядцев и старообрядческих общин, их размещение на юге Дальнего Востока России в середине Х1Х-ХХ в.
Примечания
1. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000. С. 29.
2. Лобанов В.Ф. В поисках Беловодья: Старообрядцы в Приамурье ( вторая половина XIX века )// Экономическая жизнь Дальнего Востока,1995, № 1, С. 139.
3. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000. С. 31.
4. НАРБ Ф.337. Оп.2.Д.3160.Л.40.
5. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX веках. М., 2004. С. 37.
6. Лобанов В.Ф. Старообрядчество на Дальнем Востоке России ( вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Очерки истории родного края. Хабаровск, 1993. С. 139.
7. Лобанов В.Ф. Старообрядчество на Дальнем Востоке России ( вторая половина XIX – начало ХХ вв.) // Очерки истории родного края. Хабаровск, 1993. С. 141.
Поделиться: